FAQFAQ   ПоискПоиск   РегистрацияРегистрация 
Карта сайтаКарта сайта   ВходВход  

Грозненский троллейбус

по волнам нашей памяти

Модераторы: URAGAN, Zurab_A

Грозненский троллейбус

СообщениеМарина Ш. Вт авг 22, 2006 09:55

А как пускали первый грозненский троллейбус, помнит кто-нибудь? Это год где-то 1975, кажется.Маршрут №1 "Микрорайон-пл.Орджоникидзе", а чуть позднее "Микрорайон-ЖД вокзал".Стоя на остановке "Техникум"(название остановки уже точно не помню, следующая после бульвара Дудаева),было видно,как сначала выползают огромные "стрекозинные глаза", а потом весь красавчик(по сравнению со
страшными автобусами).Много позже появился супер-удобный для меня
№4,который ходил на Минутку.Но ходил он редко, попасть на него было за счастье.


1970 — 1980-е годы
Троллейбусное движение в Грозном было открыто 31 декабря 1975 года, через 43 года после запуска трамвая. В отличие от трамвая, основной задачей которого стало обслуживание промышленных объектов города (включая крупнейшее предприятие Грозного — НПЗ им. Шерипова), троллейбус был в большей степени сориентирован на обслуживание жилых микрорайонов на востоке и юго-востоке города. Запуск троллейбуса был начат с маршрута № 1, соединившего центр города (вокзал) и группу из 4 новых микрорайонов за Сунжей. На маршруте первоначально работало всего 9 машин. Затем появился маршрут № 2, проложенный от железнодорожного вокзала до площади Дружбы. В дальнейшем данный маршрут был продлен до одного из градообразующих предприятий «Электроприбор», расположенного на значительном удалении от центра города по Старопромысловскому шоссе.
В конце 1970-х годов появился 3-й маршрут — он соединил центральные районы Грозного и микрорайон «Ленгородок». Троллейбусная линия для обслуживания данного маршрута была проложена по проспекту Ленина через площадь Минутка. Ранее трамвайные пути на участке просп. Ленина из центра до площади Минутка были сняты. Последним расширением троллейбусной сети стал маршрут № 4, соединивший «Ленгородок» и Микрорайоны. Для этого была построена линия от просп. Ленина до просп. Кирова. Формирование сети было завершено к 1984 году.
В конце 1980-х годов в Грозном возобновилось активное строительство сети городского электротранспорта. В частности, была построена трамвайная линия из Андреевской Долины в Черноречье. А в 1990—1991 гг. было начато строительство троллейбусной линии в северную часть города — в аэропорт и по ул. Ипподромная. В 1991 году финансирование данного проекта было прервано, несмотря на то, что линия была практически достроена. После 1991 года, когда из Грозного фактически перестали выполняться регулярные авиарейсы, запуск троллейбуса в аэропорт потерял смысл. По свидетельствам жителей Грозного, еще одна троллейбусная линия строилась по Старопромысловскому шоссе после завода "Электроприбор". Одним из возможных вариантов ее окончания был Старый поселок. В 1990 году здесь уже были установлены опоры контактной сети с кронштейнами.
В целом можно отметить высокую популярность троллейбуса среди грозненцев. Наполняемость троллейбусов всегда была очень высокой, а для жителей ряда ключевых в Грозном микрорайонов он являлся основным видом транспорта.
1990 — 2000-е годы
Трудности в работе троллейбуса возникли сразу же после 1991 года. В условиях, когда работникам депо стали задерживать выплату заработной платы, недостатка средств на ремонт подвижного состава, воровства поддерживать работу троллейбуса в прежнем виде стало проблематичным. Троллейбусы 4-го маршрута были сняты с линий из-за недостатка подвижного состава, а работа остальных стала нерегулярной. Тем не менее, троллейбус продолжал работать в Грозном вплоть до самого начала боевых действий в 1994 году.
В 2002 году в Чеченской республике создано Министерство транспорта, начавшее готовить «проектно-сметную документацию» для строительства троллейбусной сети (фактически заново). Подготовкой проекта в 2004 году занимался московский институт «Проекткоммундортранс». Первоначально запуск троллейбуса был запланирован на 2003 год. Однако впоследствии он откладывался на каждый последующий год. Последней датой, о которой сообщалось Министерством экономики Чечни, стал уже 2010 год. Причём если первоначально также говорилось о восстановлении трамвайного движения, то в 2004 году трамвай был признан слишком дорогим и нецелесообразным для Грозного. Стоимость проекта по восстановлению троллейбусного движения оценивается в 0.9-1.6 млрд. руб.

Троллейбусное хозяйство.
Троллейбусное депо в 1-м Микрорайоне. Максимальная протяженность троллейбусных линий в городе в 1990 году составляла около 60 км. Грозный обслуживало одно троллейбусное депо, расположенное в 1-м Микрорайоне на ул. Тухачевского. Первоначально на этой ул. находилось также и оборотное кольцо 1-го маршрута троллейбуса, однако в дальнейшем линия была продлена, и троллейбусы 1-го, а также 4-го маршрутов стали разворачиваться с северной стороны депо. В 1990—1991 годах в Грозном начали строить также второе троллейбусное депо — на Старопромысловском шоссе или, точнее говоря, на ул. Заветы Ильича (район Иванова). Таким образом, на северо-западе Грозного формировалась весьма протяженная троллейбусная линия (от пл. Дружбы до, вероятно, Старого поселка) с отдельным троллейбусным депо.
На Старопрысловском шоссе в районе Ташкалы и в районе Иванова были также два служебных кольца, на которых разворачивались троллейбусы в случае возникновения проблем на последующих отрезках троллейбусной линии до з-да «Электроприбор» — организация сети была продуманной. На одном из служебных колец — в районе Ташкала — к 1990 году стал разворачиваться троллейбус 2А — фактически укороченная 2-ка. Еще одно разворотное кольцо для троллейбусов 3-го и 4-го маршрутов было на площади Минутка.
Троллейбусный парк Грозного насчитывал 58 троллейбусов модели ЗиУ-9 (2400-й и 2500-й серии).
Маршруты
На 1990 год список маршрутов был следующим:
1. Вокзал — 1-й Микрорайон
2. Вокзал — з-д «Электроприбор»
2А. Вокзал — Ташкала
3. Вокзал — Ленгородок
4. Ленгородок — 1-й Микрорайон
Министерство транспорта и связи Чечни в 2005 году заявляло о будущей маршрутной сети следующим образом:
Первый маршрут свяжет железнодорожный вокзал со Старопромысловским районом. Второй будет проложен к железнодорожному вокзалу. Третий маршрут пройдет в восстанавливающийся аэропорт, четвертый по центру города.
Карта троллейбусного движения в Грозном - составлена по данным жителей Грозного.
Изображение
увеличить

Автор текста и карты Роман Васильев
Марина Кирина
Марина Ш.
 
Сообщения: 67
Зарегистрирован: 31 июл 2006
Откуда: г.Воронеж

СообщениеURAGAN Вт авг 22, 2006 15:55

Марина Ш. писал(а):№4,который ходил на Минутку.Но ходил он редко, попасть на него было за счастье.

Действительно счастье...бывало стоишь на остановке...ждёшь , ждёшь...и когда терпение заканчивается идёшь на трамвай ... и... когда проходишь вдоль 56 школы, по пр. Кирова то этот №4 спокойненько проезжает мимо тебя.... +:[smilie=smilik (6).gif] ... Но самое интересное впереди. У троллейбуса на переезде через трамвайные пути (пересечение с бульваром Дудаева) соскакивают "рога" ... Водитель чтоб установить эти самые "рога" на место, выходит через переднюю дверь , оставляя её открытой ... И вот тут, мы с шага переходим на бег и чудом успеваем заскочить в троллейбус , пока водитель устраняет неисправность... Вот это было самым настоящим счастьем, клянусь ... +:[smilie=smilik (9).gif]
Beatles Forever!
Нет ничего дальше, чем вчера и нет ничего ближе, чем завтра...
Аватара пользователя
URAGAN
 
Сообщения: 2623
Зарегистрирован: 18 май 2006
Откуда: Born in Grozny

СообщениеZurab_A Вт авг 22, 2006 17:00

"Будет открыто троллейбусное движение, одна линия пройдет из Восточного района к центру и железнодорожному вокзалу, вторая - по улицам имени В. И. Ленина, Маяковского в Заводской район. Проектом предусматривается снятие трамвайной линии с проспекта Орджоникидзе и улицы Ленина. А из Восточного района будет проложена трамвайная линия к консервному заводу, с выходом на улицу Первомайскую и в центр города. Уже строится мост через реку Сунжу, по которому пройдет в дальнейшем эта линия."

из книги Н. Ш. Шабаньянца "Город Грозный"
Аватара пользователя
Zurab_A
админ
 
Сообщения: 7381
Зарегистрирован: 03 май 2006

СообщениеZurab_A Вт авг 22, 2006 18:23

а вот и троллейбус на Орджоникидзе. справа здания КГБ, МВД и Грозэнерго.
Изображение
увеличить
Последний раз редактировалось Zurab_A Чт май 10, 2007 17:08, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Zurab_A
админ
 
Сообщения: 7381
Зарегистрирован: 03 май 2006

СообщениеURAGAN Вт авг 22, 2006 19:18

№4, который ходил на Минутку.

Остановка - "магазин Богатырь" на ул. Ленина ...
Изображение
увеличить
Beatles Forever!
Нет ничего дальше, чем вчера и нет ничего ближе, чем завтра...
Аватара пользователя
URAGAN
 
Сообщения: 2623
Зарегистрирован: 18 май 2006
Откуда: Born in Grozny

СообщениеAtemok Вт авг 22, 2006 20:56

URAGAN писал(а):Остановка - "магазин Богатырь" на ул. Ленина ...

Вот, вот она моя родная остановка ....
Аватара пользователя
Atemok
 
Сообщения: 336
Зарегистрирован: 23 май 2006

СообщениеМарина Ш. Ср авг 23, 2006 11:03

URAGAN
И моя тоже...
Марина Кирина
Марина Ш.
 
Сообщения: 67
Зарегистрирован: 31 июл 2006
Откуда: г.Воронеж

Сообщениеrom1978 Ср авг 23, 2006 11:47

[url=http://ru.wikipedia.org/wiki/Грозненский_троллейбус]Грозненский троллейбус[/url]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Карта троллейбусной сети на 1990 год:
rom1978
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 23 авг 2006

СообщениеOleg Ср авг 23, 2006 12:24

URAGAN писал(а):И вот тут, мы с шага переходим на бег и чудом успеваем заскочить в троллейбус , пока водитель устраняет неисправность... Вот это было самым настоящим счастьем, клянусь ... +:[smilie=smilik (9).gif]

Такое счастье многим знакомо, +:[smilie=smilik (6).gif] , когда также заскакивали и в автобус и трамвай.
А троллейбусную остановку около 56-й вот только сейчас вспомнил, вот она передо мной, как живая... Была рядом с пятиэтажкой.
Oleg
 
Сообщения: 66
Зарегистрирован: 28 июл 2006
Откуда: Ставрополье

СообщениеURAGAN Ср авг 23, 2006 17:47

Oleg писал(а):Была рядом с пятиэтажкой.

..жёлтого цвета ... и очень длинная... Эту остановку почти всегда забитый транспорт игнорировал и не останавливался, поэтому многие просто пешком до "России" шли, оттуда уехать намного проще было ...
Beatles Forever!
Нет ничего дальше, чем вчера и нет ничего ближе, чем завтра...
Аватара пользователя
URAGAN
 
Сообщения: 2623
Зарегистрирован: 18 май 2006
Откуда: Born in Grozny

СообщениеURAGAN Ср авг 23, 2006 19:40

Вот заявление правительства ЧР сделанные в ноябре 2005 года...

"Учитывая сложную экологическую обстановку в столице Чечни, а также значительный рост автопарка г. Грозного в последние год-два, вопрос возрождения городского электротранспорта становится весьма актуальным...
Но здесь, к сожалению, не все идет гладко. Ежегодно восстановление электротранспорта включается в программу развития республики, но средства на это из года в год так и не выделяются. Министерством транспорта и связи ЧР разработан и передан в Минэкономразвития и торговли республики инвестиционный проект по восстановлению и развитию электрического транспорта до 2010 г. Как заявил начальник отдела транспорта Министерства транспорта и связи ЧР Саид-Эмин Данаев, этот проект предусматривает восстановление троллейбусного движения в Грозном по четырем основным маршрутам, на которых пассажиропоток – самый напряженный. Первый маршрут свяжет железнодорожный вокзал со Старопромысловским районом. Второй будет проложен от желдорвокзала до микрорайона. Третий маршрут пройдет в восстанавливающийся аэропорт, четвертый – по центру города.
Были также планы связать троллейбусной линией Грозный с Аргуном и, возможно, продлить ее до Гудермеса, но все опять же упирается в финансирование. По мнению Саида-Эмина Данаева, в качестве инвесторов проекта восстановления троллейбусного хозяйства Грозного могут выступить и федеральный центр, и зарубежные инвесторы, и частные инвесторы в самой республике. Конечно, городской общественный транспорт в большинстве случаев убыточен, но при грамотной организации дела он может окупать себя и даже стать немного прибыльным. Инвестировать в электротранспорт нужно, восстанавливать его необходимо, чтобы столица Чечни в смысле транспортного обеспечения хотя бы приблизилась к остальным городам ЮФО. Тем более что троллейбусное депо, точнее, его территория, сохранилась. Нужно его восстановить, оборудовать ремонтную базу, организовать службу выпуска машин на линию и наладить охрану."
Beatles Forever!
Нет ничего дальше, чем вчера и нет ничего ближе, чем завтра...
Аватара пользователя
URAGAN
 
Сообщения: 2623
Зарегистрирован: 18 май 2006
Откуда: Born in Grozny

СообщениеМарина Ш. Чт авг 24, 2006 10:03

Кто-нибудь помнит,был-ли №2 и №3? Кажется какой-то ходил на Катаяму?
Марина Кирина
Марина Ш.
 
Сообщения: 67
Зарегистрирован: 31 июл 2006
Откуда: г.Воронеж

Сообщениеrom1978 Чт авг 24, 2006 10:51

Марина, карта выше для чего делалась?
rom1978
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 23 авг 2006

СообщениеURAGAN Чт авг 24, 2006 10:57

Вот отличная фотография, на которой запечетленна "Минутка" ... здесь можно увидеть всё в полном составе: автобус, троллейбус и трамвай ...

Изображение
увеличить
Beatles Forever!
Нет ничего дальше, чем вчера и нет ничего ближе, чем завтра...
Аватара пользователя
URAGAN
 
Сообщения: 2623
Зарегистрирован: 18 май 2006
Откуда: Born in Grozny

Сообщениеревиталь Чт авг 24, 2006 11:59

Oleg писал(а):Такое счастье многим знакомо, , когда также заскакивали и в автобус и трамвай.


ты не понял - это, именно тролейбусное счастье, ведь только у него падали рога, что отвлекало водителя, и давало возможность нам успеть заскочить. а у трамвая и автобуса этого не было
Аватара пользователя
ревиталь
 
Сообщения: 71
Зарегистрирован: 10 июл 2006
Откуда: ИЗРАИЛЬ

СообщениеOleg Чт авг 24, 2006 16:48

ревиталь писал(а):ты не понял - это, именно тролейбусное счастье, ведь только у него падали рога, что отвлекало водителя, и давало возможность нам успеть заскочить. а у трамвая и автобуса этого не было

Да нет, я понятливый +:[smilie=smilik (6).gif] И такое щастье мне знакомо и не только мне одному. Идешь к примеру с вокзала или из магазина, где электроникой трговали около вокзала - ехать или домой в 1-й микраш или в ГНИ на занятия. Подходишь к остановке и видишь на заднице (пардон) троллейбуса родной первый номер, ускоряешь шаг, а он уже закрывает двери и едет. И тут траллеи срываются, бежишь к тралику как угорелый, заскакиваешь в него и о счастье - потом едешь, успел. Может и правда так было, может щас придумал. Здраво рассуждая- чего тралеям на ровном месте спадать? Однако все могло быть.
Или другой вариант трамвайно-троллейбусного счастья. Стоишь на трамвайной остановке в 1- микраше(около Юбилейного), ждешь трамвая. От нетерпения даже переходишь дорогу (ближе к Юбилейному) и насколько позволяет зрение - простреливаешь ул. Жуковского чуть ли не до Консервного. Трамвая нет, долго нет. И вот теряется терпение и ты идешь, смотря куда тебе надо ехать - к к-тру Россия, остановке во 2-ом микрорайоне или до Трампарка. В нашем случае выбирается к-тр Россия. Там и автобусы есть и троллейбусы, и шабашники. Частенько народ дежурит между к. Россией и трамвайной остановкой, что попадется и надо попасть в транспорт первому, а то места может и опять не хватить. Вот подъехал шабашник - пазик заполняется за секунды, и увы мест уже нет. И ждешь опять.
Так вот мы идем к к-ру Россия, на полпути проезжает трамвай. Елки-палки и как я его не видел, откуда он взялся? Бежишь к остановке как ошпаренный и понимаешь, что не успеть, а тут тралик переезжая трамвайные пути срывает траллеи. О счастье. Тут уже есть выбор, куда садиться, то ли в трамвай, то ли в неожиданно свалившийся троллейбус.
О сколько таких щастий сваливалась на нас в Грозном. Сейчас и вспомнить и смешно и приятно. А вы говорите не понял... Как такое не понять. Это же наше, родное.
А последние годы (91-93) частенько в ГНИ ходили просто пешком, по Бароновке, через мост. Особенно зима 92-93 вспоминается, Троллейбусы ходят через пень-колоду, да и все так было. Я на пятом курсе ГНИ. Эти митинги и протесты, частые "выходные" от занятий....
Занесло Остапа....
Oleg
 
Сообщения: 66
Зарегистрирован: 28 июл 2006
Откуда: Ставрополье

СообщениеURAGAN Чт авг 24, 2006 19:18

А вот троллейбусы двигаются по ул. Тухачевского (это микрорайон, справа на фото 3-ий, слева 4-ый) в сторону троллейбусного парка на разворот, с права по ходу движения мы видим дом одной из наших участниц форума ...

Изображение
увеличить
Beatles Forever!
Нет ничего дальше, чем вчера и нет ничего ближе, чем завтра...
Аватара пользователя
URAGAN
 
Сообщения: 2623
Зарегистрирован: 18 май 2006
Откуда: Born in Grozny

Сообщениеrom1978 Чт авг 24, 2006 23:02

Можно разместить фото в статье о Грозненском троллейбусе? Чье авторство?
rom1978
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 23 авг 2006

СообщениеZurab_A Пт авг 25, 2006 00:24

rom1978
все что здесь видишь можешь размещать смело. здесь все для того чтобы в памяти сохранить как можно больше о Грозном
Аватара пользователя
Zurab_A
админ
 
Сообщения: 7381
Зарегистрирован: 03 май 2006

СообщениеOleg Пт авг 25, 2006 07:52

Вот вспомнил одно маленькое детское заблуждение на счет троллейбусов. Как так получается, что "рога" троллейбуса движутся по проводам и не спадают, как будто их прилепили, однако мы все хорошо видели как водители троллейбусов тянули за веревку привязанную к траллеям и они спокойно "отсоединялись" от проводов. Во загадка. Тогда решили что на концах "рогов" есть магниты - они то и притягивают рога к проводам. +:[smilie=smilik (11).gif] , во мысль +:[smilie=smilik (9).gif] И вот однажны к нам в руки попал драгоценный трофей - токосъемник с траллеи. Это такой прямоугольничек, то ли угольный, то ли графитный и вдоль него выработан желоб для провода.
Покрутили мы его, поднесли к металлу - не магнитится, странно. Тогда у кого-то возникла светлая идея: он магнитится только к тролейбусному проводу. Ну и давай его подкидывать пытаясь попасть им в провод, но тщетно, прямоугольничек прицепляться не хотел. Тайна так и осталась тайной. +:[smilie=smilik (6).gif]
Oleg
 
Сообщения: 66
Зарегистрирован: 28 июл 2006
Откуда: Ставрополье

Re: Грозненский троллейбус

СообщениеOleg Пт авг 25, 2006 08:31

Марина Ш. писал(а):А как пускали первый грозненский троллейбус, помнит кто-нибудь? Это год где-то 1975, кажется.Маршрут №1 "Микрорайон-пл.Орджоникидзе", а чуть позднее "Микрорайон-ЖД вокзал"

У меня тоже отложился в памяти год примерно 75, мне лет мало было, а вот старшие товарищи уже успели прокатиться на новом виде транспорта и мы с восторгом спрашивали поначалу - Ну как это? Проехаться на троллейбусе?
А Анна Поправко писала мне, что по ее мнению троллейбус пустили в году 73-74-ом.
А rom1978 пишет, что троллейбус пустили 31 декабря 1975 года, а я всегда считал, что летом 1975 года. Значит ошибался. Зимой 1975 года я ходил уже в 1-й класс 56 школы.
Кстати кто помнит? Я уже писал об этом вроде когда-то.
Одно время, в начале 90-х годов по первому маршруту работал водителем один мужчина с ним вроде еще девочка ездила, дочь наверное. Так он все остановки объявлял голосом записанным на магнитофон, на манер московкого метрополитена, торжественно и протяжно: Осторожно двери закрывются, следующая станция ........ Во черт.Не могу ни одной основки вспомнить, для примера +:[smilie=smilik (17).gif]
Oleg
 
Сообщения: 66
Зарегистрирован: 28 июл 2006
Откуда: Ставрополье

СообщениеURAGAN Пт авг 25, 2006 09:05

Oleg писал(а):Одно время

А я вот помню, как на остановке Ул. Касиора в троллейбус заходила, какая-то ненормальная женщина и начинала орать какие-то песни на весь салон ... и это происходило довольно-таки частенько ... не знаю до какой остановки она доезжала, но когда я выходил на "библиотеке Чехова" , она продолжала своё выступление ... +:[smilie=smilik (6).gif]
Beatles Forever!
Нет ничего дальше, чем вчера и нет ничего ближе, чем завтра...
Аватара пользователя
URAGAN
 
Сообщения: 2623
Зарегистрирован: 18 май 2006
Откуда: Born in Grozny

СообщениеZurab_A Пт авг 25, 2006 13:54

Oleg писал(а):Тогда решили что на концах "рогов" есть магниты - они то и притягивают рога к проводам

а какая была хорошая теория +:[smilie=smilik (9).gif] , жаль что:
Oleg писал(а):Тайна так и осталась тайной.
Аватара пользователя
Zurab_A
админ
 
Сообщения: 7381
Зарегистрирован: 03 май 2006

СообщениеZurab_A Пт авг 25, 2006 14:09

Oleg писал(а):троллейбус пустили в году 73-74-ом.

вряд-ли. в 1972 году Шабаньянц писал о троллейбусе как о перспективе развития города. насчет 75-го, хотя я конечно и не помню, но дата 31 декабря меня смущает. обычно в те времена значительные для города объекты открывались к каким-нибудь годовщинам - 1 мая, день революции и т.д.
Аватара пользователя
Zurab_A
админ
 
Сообщения: 7381
Зарегистрирован: 03 май 2006

СообщениеOleg Пт авг 25, 2006 14:53

rom1978
А откуда дата пуска троллейбуса 31 декабря 1975 года? Вот бы прошерстить Грозненские газеты за то время.
У меня в памяти - все же, когда пускали троллейбус - тепло было. Но память вещь ненадежная
+:[smilie=smilik (6).gif]
Oleg
 
Сообщения: 66
Зарегистрирован: 28 июл 2006
Откуда: Ставрополье

След.

Вернуться в И это все о нем

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8

cron