«История чеченского племени аьккхий, правда и вымыслы. Акациры > хазары > эфталиты=авары (белые гунны) > нарты». Автор: Эли Нихало. Алматы, 2017
Некоторые чеченские краеведы склонны идентифицировать аккинцев с племенем акациров («лесной народ»), которых источники локализуют на Северном Кавказе: «… Но часть готов отошла на Северный Кавказ, где стала известна под именем готов-акациров (позже ассимилированы сарматами). Ещё во времена константинопольских патриархов Фотия и Игнатия (858—867 гг.) Фуллы и Харасия («на Чёрной воде») известны как епископство «охоциров» Готской метрополии». Как известно, в составе гуннской военной армады были: сарматы, аланы, остроготы, скиры, гепиды, руги, свевы, герулы, кемандры, садагарии, но только акациры, имевшие сармато-аланское происхождение и на каком-то этапе бывшие союзниками Атиллы в борьбе против Рима, рассматриваются в римских источниках как серьёзный противовес гуннам. // З. М.-С. Мусаев «Фрагменты истории в фольклоре и лексике чеченцев». Историко-лингвистическое исследование. Изд. 2-е. Грозный, 2011. С. 142
Как рассказывают, в давние времена в наших краях жили нарты. Обитали они в лесах, но когда у них в чем-либо появлялась, нужда, они делали набеги на близлежащие села. // И. А. Дахкильгов, А. О. Мальсагов «Сказки, сказания и предания чеченцев и ингушей». Грозный, 1986. С. 349
Из этого сообщения Приска для нашей темы наибольший интерес представляет упоминание о племени акатиров (акацир, акатзир). Некоторые исследователи (А. В. Гадло, Ю. Р. Джафаров) считают их будущими историческими хазарами. Да и название племени переводили по-разному: ак-хазир (хазар) — белые хазары, агач-еры — лесные люди. Были ли акатиры (акациры) гуннским племенем — однозначного ответа, вероятно, дать трудно, хотя, как видим, Приск прямо называет // Б. Б. Ирмуханов «Хазары и казахи: связь времен и народов». Алматы: «Наш Мир», 2003. С. 222
их «уннами-акатирами». Он же однако отмечал, что «акатиры — народ скифского происхождения (т. е. алано-сарматского — Б. И.)». // Б. Б. Ирмуханов «Хазары и казахи: связь времен и народов». Алматы: «Наш Мир», 2003. С. 223
Наиболее вероятно, что хазары стояли во главе реорганизованного союза савиров. Высказывалось мнение, что собственно хазары, правящий дом которых был, возможно, связан с Ашинами, имели отношение к эфталитам, мигрировав в Поволожье около 500 г. Но в VI в. византийские источники их обычно предпочитали локализовать во «внутренней Скифии», имея в виду землю аланов — Барсилию (во времена императора Маврикия — 582—602 гг.). // Д. М. Исхаков «Проблемы становления и трансформации татарской нации». Казань: изд. «Мастер Лайн», 1997. С. 234
Само государство тюрков-хазар, которые в истории также именовались эфталитами или белыми гуннами, простиралось на северо-запад до реки Оки. // К. И. Касымжанова «Арабские путешественники в изучении истории тюркских народов» / Цивилизация человечества — история современность (Материалы научной конференции 5—9 июля 2005 г.), Ч. I. Алматы: Кайнар, 2005. С. 211
еще более подтверждает нашу догадку о присутствии хазарскаго элемента у паннонских Авар. Приведенное название справедливо считают искажением сложного слова, составленного из двух имен: Савиры и Эфталиты. Последнее имя, по всей вероятности, как мы уже говорили, обозначало у некоторыхъ писателей Хазар; // Разыскания о начале Руси. Вместо введения в Русскую исторiю. Соч. Д. Иловайскаго. Москва: тип. Грачева и К°, 1876. С. 75
Авар ~ Авыр ~ Абар ~ Аугар ~ Хавур ~ Авийор ~ Агийор ~ Аваз ~ Абаз [Арт., 83 — 84] — название хазарского и булгарского рода по сирийским и другим источникам [Czegledy, 1969].
1) Из существующих этимологий наиболее вероятной является: < ava- 'противиться, сопротивляться, восставать' +аффикс имени действующего лица -ar > 'сопротивляющийся, мятежник' > название рода по анало- // Н. А. Баскаков «Этнонимы древних тюрков Восточной Европы и чувашский язык». / Ред. И. П. Павлов «Этимологические исследования по чувашскому языку». Сборник статей. Чебоксары: Научно-исследовательский институт языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров Чувашской АССР, 1984. С. 103
Авар и хазар, конечно, авары и хазары, которые здесь упоминаются, как родовые племена, еще не были известны как грозные орды, устрашавшие Восточно-Римскую империю. Это одно изпервых упоминаний имени хазар в чистом его виде, так как предшествующие греческие писатели упоминают только акацир. Как известно, по-тюркски ак-хазир значит белый хазар. // H. В. Пигулевская «Сирийские источники по истории народов СССР». Тр. Института востоковедения АН СССР. Том XLI. Отв. ред. акад. В. В. Струве. Москва—Ленинград: Изд. АН СССР, 1941. С. 83
Так, хазар нередко называли акацирами, которые были отмечены еще Геродотом как племена Причерноморья VIII — IV вв. до н. э. // М. З Закиев, Я. Ф. Кузьмин-Юманади «Волжские Булгары и их потомки». Москва: ИНСАН, Российский фонд культуры, 1993. С. 152
Хазары являются потомками эфталитов, мигрировавших на Кавказ из Хорасана (Восточный Иран) (Д. Людвиг). // «Украина — Европа: хронология развития». Рук. проекта: А. В. Толстоухов, В. А. Зубанов. Т. 1, 2 (С/О). Киев: КВІЦ, 2008. С. 348
«Сказание о появлении нартов, месте их проживания и о том как они погибли».
Нарты были богатырями. Жили они в этих горах. Прибыли они в эти места из Хорасанской земли. // Э. Р. Тенишев (отв. ред.). «Карачаевцы и балкарцы: язык, этнография, археология, фольклор». Москва: ИЭА РАН, 2001. С. 344
Эфталиты, захватившие позже Тохаристан, не могли в это время еще играть такой роли. Но в восьмидесятых годах V в. они убили Пероза и захватили Хорасан, откуда их выгнали персидские войска под началом Сохры из Сираза (Шираза). // Н. Пигулевская «Сирийские источники по истории народов СССР». Труды института востоковедения, том XLI. Москва-Ленинград, 1941. С. 52
✓ В том же году вышла докторская диссертация Дитера Людвига, посвященная социальной и экономической структуре Хазарского государства; это тщательное исследование доступных письменных источников (на языке оригинала) и всей предшествующей литературы, содержащее много новых интерпретаций или уточнение частных вопросов хазарской истории или уточнение частных вопросов хазарской истории, географии и социальной организации. Людвиг нашел несколько вероятных дополнительных лингвистических единиц для «Хазарского словаря» Голдена и выдвинул новую версию происхождения хазар. Он пришел к заключению о том, что первое заслуживающее доверия свидетельство о хазарах локализует их в районе Хорасана (то есть в восточных районах Ирана), и предположил, что они были частью эфталитского кочевого союза («белых гуннов»). По каким-то «неизвестным причинам» на рубеже V и VI вв. они мигрировали в «предгорья Кавказа», где встретили уже давно обосновавшееся там алано-булгарское население. Приблизительно в то же самое время или чуть ранее в этот регион пришли сабиры, которые были, вероятно присоединены к Хазарскому союзу. Сначала доминирующим элементом // Голден Питер «Достижения и перспективы хазарских исследований». Пер. с англ. Д. Васютинской и М. Эзера. / «Хазары. Евреи и славяне». Том 16. Зав. редакц.: И Аблина (Москва), М. Яглом (Иерусалим). Редакц. коллегия: В. Петрухин, В. Москович, А. Федорчук, А. Кулик, Д. Шапира. Издатель М. Гринберг. Гешарим—Иерусалим—Москва: Мосты культуры, 2005. С. 48
были сабиры, но позже лидерство перешло к хазарам в результате некого «кризиса» неясного свойства. Распад государства эфталитов, скорее всего («с уверенностью») датируемый временем до 567 г., привел еще к одной миграции булгар и хазар на запад, причем последние появляются теперь в Северном Дагестане. В то время как многие хазары пошли дальше на запад, значительная их часть осталась теперь под властью властью западных тюрков. Именно эти тюрки/хазары заключили около 626 г. союз с Ираклием и воевали против Ирана. // Голден Питер «Достижения и перспективы хазарских исследований». Пер. с англ. Д. Васютинской и М. Эзера. / «Хазары. Евреи и славяне». Том 16. Зав. редакц.: И Аблина (Москва), М. Яглом (Иерусалим). Редакц. коллегия: В. Петрухин, В. Москович, А. Федорчук, А. Кулик, Д. Шапира. Издатель М. Гринберг. Гешарим—Иерусалим—Москва: Мосты культуры, 2005. С. 49
Греческий современник армянского историка Приск говорит о скифском народе Акацирах или Кацирах, за Азовским морем около Кавказских гор. По его словам, этот народ управлялся многими князьями; старший из них, по имени Куридах, находясь в распре с другими, признал Атиллу судьею этих распрей и помог Гуннам подчинить себе народ Акацирский. Хотя зависимость эта окончилась при сыновьях Аттилы, но подобно соседним Болгарам, Акациры с того времени причислялись византийскими писателями к народам гуннским. Вероятно, это был тот же храбрый и сильный народ, который у Прокопия, то есть, в VI веке, является под именем или Белых Гуннов. Они играли важную роль в войнах Византийцев с Персами, большею частию как союзники первых. Белыми эти Гунны, по объяснению Прокопия, назывались потому что отличались от других Гуннов белым цветом кожи и красивою наружностию. // Д. И. Иловайскаго «Болгаре и Русь на Азовскомъ Поморье». / Журналъ Министерства Народнаго просвещенiя. Часть CLXXVII. Январь. Пятое деятилетiе. 1875. СПб.: Тип. В. С. Балашева, 1875. С. 104
И сюда, на берега Каспия, бежал во время смуты в Западно-Тюркском каганате наследник рода Ашина, чтобы стать во главе нового государства — Хазарского каганата. «Царевич-беглец и его соратники, принятые хазарами гостеприимно, не слились с массой народа и не противопоставили себя ей. Они продолжали жить кочевым бытом, только зиму проводя в домах в Итиле...». // Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Исторические и социально-политические науки», № 4 (43), 2014 г. Алматы, 2014. С. 16
Кроме того, в науке издавна бытует предположение, что хазары произошли от племени акациров, обитавшего в V и VI веках н.э. в Восточной Европе. Ранневизантийский историк Приск Панийский в конце V века писал, что акациры жили «в припонтийской Скифии», то есть в степях Северного Причерноморья. Веком позже Иордан, описав балтийские народы, сообщал: «К югу соседит с ними сильнейшее племя акациров, не ведающее злаков, но питающееся от скота и охоты. Далее за ними тянутся над Понтийским морем места расселения булгар, которых весьма прославили несчастья, [совершившиеся] по грехам нашим». Таким образом, акациры оказывались живущими примерно в средней полосе Восточной Европы. Высказывалось мнение, что акациры обитали там с древних времен и что еще Геродот описал их под именем ага фирсов. Но чаще их считают гуннами, осевшими на завоеванных землях. Недаром «ак-хазир» по-тюркски означает «белый хазар» (гунны говорили на языке той же группы).
Правда, Приск, которому принадлежит большая часть сведений об акацирах, называет их скифами, но этот автор, не балуя читателей разнообразием этнонимов, называет скифами и безусловных гуннов. Приск подробно рассказывает о том, как акациры, которые ко временам Аттилы были независимы от Гуннского союза (возможно, они от него откололись), создали крупное племенное объединение: «В Акацирском народе было много князей и родоначальников». Византийский император посылал им дары «для того, чтоб они, быв между собою в согласии, отказывались от союза с Аттилою». Но «тот, кому были поручены эти подарки, роздал их каждому князю не по достоинству», в результате чего обиженные акациры пошли на раскол и обратились к царю гуннов. Тот послал для наведения порядка «многочисленное войско». «Одни из князей Акацирских были этим войском истреблены, другие принуждены покориться», после чего Аттила поставил царем над непокорными акацирами своего сына. Но держава гуннов распалась, и племя акациров, уже и без того разобщенное, было оттеснено в степи Прикаспия, в земли барсил. Во времена господства гуннов оно было лесным или полулесным, высказывалось даже предположение, что само их название буквально означало «лесные люди». Теперь на первый план вышел тот факт, что они — кочевники, и их стали называть хазарами (от тюркского «каз» — кочевать, бродить). Оригинальную точку зрения на происхождение этнонима «хазары» высказывает украинский археолог А. В. Комар, исследователь раннесредневековых кочевников: он предполагает, что хазары — это вообще не этноним и что так в Тюркском каганате называли воинское подразделение, состоящее из тысячи человек. Кроме этих тюркютских «тысяч», которые могли состоять из людей разных национальностей, на берега Каспия в V веке переселились телесские племена. Когда-то они занимали территорию от Центральной Монголии до Северного Казахстана, получив название «уйгуры», входили в состав Тюркского каганата и вместе с ним участвовали в завоевании запада, хотя и совершали попытки отделения (не всегда удачные). Теперь некоторые из них были переселены тюркютами на северо-восточные берега Каспия и стали жить рядом с воинскими «тысячами». Местные жители, не видевшие особой разницы между своими завоевателями, даже и принадлежавшими к разным народам, стали звать всех пришельцев по названию их военных подразделений — «хазарами». // Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Исторические и социально-политические науки», № 4 (43), 2014 г. Алматы, 2014. С. 17
В начале V века Кушанское царство было подчинено эфталитами (ие-та, теталы, цыдариты, белые гунны), по-видимому, ранее входившими в состав гуннского племенного объединения. Византийские историки сообщают об упорных войнах персов с эфталитами... // Сер. альманахов «Мир Гумилева». Вып. 6: «Открытие Хазарии». Сочинения. Л. Н. Гумилев. Сост. и общ. ред. А. И. Куркчи. Москва: «ДИ-ДИК», 1996. С. 441
События VII в., описанные Себеосом, выходят за хронологические рамки этой статьи, но на них надо остановиться в связи с вопросами исторической географии, поскольку сведения Себеоса о походе Смбата относятся к самым достоверным. Войска Смбата шли по владениям эфталитов, которых, как показал Цегледи, Себеос называет «кушанами» , поскольку у него «кушаны» разбивают Пероза, тогда как тетальцами, т. е. эфталитами, он называет тюрок, поскольку у него и хазары — тетальцы, и сын тюрчанки Хормизд II тетальского происхождения по матери. // Б. И. Маршак «К вопросу о восточных противниках Ирана в V в.». / «Страны и народы Востока». Ред. Н. Л. Елевич. Том Х. Москва: «Наука», 1971. С. 64
Половцы были древнейший кочевой народ Дашт-Кипчака, страны между Урала, Волги и Дона. Сия страна заключала внутри себя по Волге и берегам Каспийского моря Царства Хазар, известных древним писателям в разные времена под именами Иирков, Турков, Массагетов, Аорсов, Акачиров, Кидаритов, Ефталитов, и наконец опять под названием Турков. // II — Изящные искусства, науки и литература. Нечто къ Слову о полку Игоря. (Окончание). / Вестник Европы. Сост. Михаил Каченовский. Ч. CXXI. № 22. Ноябрь. Москва: Унив. тип., 1821. С. 108
«Таким образом, белые гунны, переселившиеся в пределы Северного Кавказа и явившиеся реальными создателями нартовского эпоса, ...». // М. Дж. Каракетов «Хазарско–иудейское наследие в традиционной культуре карачаевцев». Вестник еврейского университета в Москве. №1 (14). Москва, 1997. С. 108
Как полагает М. Д. Каракетов, к эфталитам восходит ... . Более того, упомянутым исследователем утверждается даже, что нартский эпос произошел из эфталитской среды: «Белые гунны, переселившиеся в пределы Северного Кавказа и явившиеся реальными создателями нартовского эпоса (здесь и далее выделено нами. — Ред.),... // Р. С. Тебуев, Р. Т. Хатуев «Очерки истории карачаево-балКарцев». Москва—Ставрополь, 2002. С. 54
Захарий Ритор пишет, что в VI в. в районе Дербента («за Каспийскими воротами, в пределах гуннов») в соседстве с древней Албанией среди 13 племен обитали и бургары//булгары. Название местности, в которой проживают аккинцы — Аух восходит к наименованию одного из гуннских племен Северного Кавказа аугар-авгар (VI в. н.э.), где первая часть связана с тюрк, ав — охота, вторая — тюрк, аьр — муж, мужчина, как, впрочем, и самоназвание аккинцев-ауховцев (арара) аьккхий/≤ агI, которое имеет своим источником тюркский корень со значением движения горы с подъемом (восхождением) и спуском (схождением) (Г.-Р. Гусейнов)». // М. Р. Гасанов «Дагестан: перекресток цивилизаций». Махачкала: ДГПУ, 2007. С. 93
Гуннские пределы» у Захарии даны чрезвычайно широко, если он включает в них и среднеазиатских эфталитов («белых гуннов»), но хазары, очевидно, замыкают список кочевых народов северопричерноморских степей: себир — савиры, бургар — болгары, алан — аланы, куртагар — кутригуры, авгар — авары, хасар — хазары. // В. Я. Петрухин, Д. С. Раевский «Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье». Москва: Школа «Языки русской культуры», 1998. С. 198
«Аварское общество, повидимому, состояло из четырёх основных элементов: 1) местного, 2) гуннского, 3) тюркского (эфталитского), 4) жуаньжуаньского». // А. Н. Бернштам «Очерк истории гуннов». Ленинград: ЛГУ. 1951. С. 172
«Возможно даже, что каждое из этих самоназваний состояло из двух корней: «ав-хат», «кати-ар». Нетрудно в таком случае предположить, что объединенный народ мог затем получить общее имя «ав-ар» или авары». // И. П. Коломийцев «Тайны Великой Скифии». Москва: «Олма-Пресс», 2005. С. 372
К нахскому этносу следует отнести также «аккисов» (аккинцев). Ряд исследователей также высказывает предположение, что аккинцы впервые упомянуты Геродотом под названием «авхаты», а Клавдию Птоломею они известны под названием «акибы». // И. М. Сигаури «Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен». Том I. Москва: «Русская жизнь», 1997. С. 154
Авхаты, авхеты. В истории Геродота авхаты одно из скифских племен. О них сообщает и Плиний Секунд. Локализуют их «где-либо в области Кавказа».
Связываются с нахским авхой «ауховцы, аккинцы», одно из подразделений чеченского народа, локализуются в западном Дагестане. «Авхой равнинные», авхатой то же, но этот вариант их имени усложнён топоформантом -т-. Само авхой состоит из корня а//ав «равнина», суффикса лица -ж- н окончания мн. ч. -й. // Я. С. Вагапов «Проблема происхождения нахского этноса в свете данных лингвистики». / Чеченский архив (сборник материалов по истории чеченского народа). Выпуск III. Грозный: ООО Изд. дом «Парнас», 2010. С. 167
Сирийский источник «Хроника Захарил Ритора», датируемый 555 г., также приводит сведения о северокавказском племени «аугар» («авгар»): этноним «аугар» является производным от слова «ауг» («авуг») с добавлением суффикса множественного числа «ар», дающие словообразование «аугар» («авуг-ар»), что означает «ауховские жители», «ауховцы», т. е. — восточный вариант имени аккинцев. // А. А. Адисултанов «Аккинцы (ауховцы)». / Ю. А Айдаев «Чеченцы: история и современность». Москва: «Мир дому твоему», 1996. С. 192
Возможно, что от этнонима «авгар» и происходит титул «Вахар» (авхар) — Зам-шах», а затем уже и титул «авар», близкий скорее к «авхар», нежели к арабской передаче имени аваров — «ал-Абар». // М. Бейлис «Из истории Дагестана VI—XI вв. (Сарир)» / Б. Д. Греков «Исторические записки». Том 73. Москва: «Наука», 1963. С. 256
Страна нартов — безлесная равнина, заросшая колючими кустарниками. В сказаниях события разворачиваются в степных просторах. // Л. А. Чибиров (Владикавказ) «Об индоевропейских истоках осетинских нартовских сказаний». / «Нартоведение в XXI веке: современные парадигмы и интерпретации». Сборник научных трудов. ФГБУН Сев.-Осет. ин-т гум. и соц. исслед. им. В. И. Абаева. Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2012. С. 38
Так, одно из преданий свидетельствует, что аккинцы находились в Аухе во время нашествия Тамерлана Хромого, которого они называют «Астах-Темар» (Хромай Тамерлан), а нашествие его «IажмIажой бIо» (переосмысление от Яджудж Маджудж, библейские народы гог и магог). В Аухе существует ров, вырытый якобы Тамерланом, — «Астах-Темар ор». // И. Арсаханов «Аккинский диалект в системе чечено-ингушского языка». Грозный, 1959. С. 8
Аорсы (Aorsi), недостаточно известное сарматское племя, жившее по берегам Каспийского моря и занимавшееся торговлею. Сведения объ Аорсах даны у древнихъ писателей Птолемея и Страбона; полагаютъ что аорсы и авары одно и то же племя. // С. Н. Южаков Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания. Первый томъ. С.-Петербург, 1900. С. 728
По свидетельству Прокопия Кесарийского, и восточное побережье Каспийского моря было в руках эфталитов. // Н. Пигулевская «Сирийские источники по истории народов СССР». Москва-Ленинград, 1941. С. 55
✓ Предположение о том, что между аварами и аварцами Дагестана возможно этническое родство не подтверждается никакими историческими сведениями. // С. Г. Лукина «Проблемы этногенеза авар по данным археологических источников» Удмуртский государственный университет, г. Ижевск, Россия / Народы Евразии. История, культура и проблемы взаимодействия: материалы международной научно-практической конференции 5–6 апреля 2011 года. Пенза–Баку: НИЦ «Социосфера», 2011. С. 18
Они изображены как пришельцы-захватчики, злая сила, посягающая на мирную жизнь безобидных великанов. Нарты (особенно у чеченцев, которые иногда относят их к низшей мифологии) чаще всего выступают как тупые, хищные, злобные и мстительные существа. «Злые то были богатыри, завистливые на чужой достаток, — говорится в сказании «Как погибли нарты Эрстхо». — Нападали они на мирных людей, не пославши им вперед вести о войне, отнимали у бедняков последнее достояние». // С. С. Арсанов «Чудесные родники. Сказания, сказки и песни народов Чечено-Ингушской АССР». Грозный, 1963. С. 8
Не найдя ничего лучшего, М. И. Артамонов локализует их в Дагестане. При этом известный археолог хорошо знает, что в Дагестане до сих пор не найдено ни одного памятника гуннского облика! // А. А. Глашев О гуннах Северного Кавказа. Археология, г. Москва. / «Тюрки Северного Кавказа: история, археология, этнография». Сборник научных трудов. Научное издание. Под ред. А. А. Глашева. Москва: «Эльбрусоид», 2009. С. 50
В сказании «Невиданное дело» победу на гордым нартом Ичархо одерживает молодец из Нахчо (Чечни). // С. С. Арсанов «Чудесные родники. Сказания, сказки и песни народов Чечено-Ингушской АССР». Грозный, 1963. С. 10
В вайнахском эпосе о нартах под мифологическим покровом и позднейшими фольклорными различаются свидетельства о процессе слияния носителей основного ядра нартовского эпоса с аборигенным населением центральной части Северного Кавказа, предками вайнахов — дурдзуками. // Материалы для древней истории осетин. I — Общие места к осетинской истории. Сборник сведений о кавказских горцах. Выпуск IV. Тифлис: Издание кавказского горского управления, 1870. С. 9
«Как бы то ни было, Авары были народ Уральскаго племени, кочевой и воинственный, отличавшийся высоким ростом и страшным вооружением, ославленный у древнихъ народов вероломным и жестоким. Симокатта говорить, что Авары были умнейшiй народъ изо всехъ Скифских племен». // Энциклопедическій лексиконъ. Том первый. А—АЛМ. Санкт-Петербург, 1835. С. 61
«Сверкали на солнце доспехи, шлемы и наконечники копий. Вообще, металла на всадниках и лошадях было свыше всякой меры. Но ни странная одежда всадников, ни стальные латы и даже ни удивительная порода степных скакунов привели в восторг византийских мальчишек и заставили их бежать вслед за послами до самого императорского дворца. Нет, воображение подростков поразило другое — густые волосы незнакомцев были аккуратно заплетены сзади в толстые и длинные косы.
Представ пред ликом императора Юстиниана, глава посольства по имени Кандих сказал: «К тебе приходит народ Авар (Уар), самый великий и сильный из народов; племя аварское неодолимо; оно способно легко отразить и истребить противников». // И. П. Коломийцев «Тайны Великой Скифии». Москва: «Олма-Пресс», 2005. С. 147
«Но даже после гуннов и вандалов сумели авары показаться беспримерно страшными. Через несколько столетий древнерусский летописец описывал, как впрягали авары (он называлих обрами) женщин славянского племени дулебов в свои колесницы». // Ю. В. Бромлей, Р. Г. Подольный «Человечество — это народы». Москва, 1990. С. 350
Вторжение в Афганистан эфталитов, или белых гуннов, явилось настоящим шоком.
Если этнические корни кушан окутаны тайной, происхождение белых гуннов вообще является полной загадкой. // С. Таннер «Афганистан: история войн от Александра Македонского до падения «Талибана». / Пер. с английского С. М. Саксина. Москва: «Эксмо», 2004. С. 98
Все это проецируется на древнегрузинский рассказ о походах «хазар»-скифов, в котором также чувствуется мотив примирения аборигенов Северного Кавказа с «набежниками» и растворении последних в местном населении.
Эпицентр нартовского эпоса находится в пределах центральных областей Северного Кавказа. Чем дальше от этого центра, тем больше происходит трансформация эпических нартов в в героев сказок. Это явление наблюдается уже в фольклоре на восточных окраинах Чечни и завершается в устном творчестве тех дагестанских народов, которым хоть сколько-нибудь известно название «нарт». // Г. В. Цулая «Грузинское летописное предание о «нашествии хазар» и его параллели в фольклоре народов Кавказа». Кавказ и Византия. Выпуск 5. Ереван: АН АССР, 1987 С. 30
Чеченский народ и сегодня воспевает подвиги Mohcur Idiga и Aldam-Geza противостоявших золотоордынским полчищам, отважного и мудрого Саirаbа, возглавившего борьбу чеченцев против хромого Тимура, Тinin Vuysa и Kaloi Kant, давшим отпор полчищам хазар... И даже из древнейших времён Месопотамии и Анатолии сохранилось много свидетельств их доблестного противостояния и варварским полчищам, и имперским притязаниям древних цивилизаций. // Лёма Усманов «Непокоренная Чечня». Москва: Изд. дом «Парус», 1997. С. 36
Ядром этого повествования, как уверенно считает Л. М. Меликсет-Бек, должно быть описанное в армянских источниках нашествие хазар в Армению, Грузию и Албанию на рубеже VII — VIII вв. (Вероятно, в этот период стали известно народам Закавказья и название хазары). Имея смутные представления об истории Кавказа до «походов Александра», Мровели (или его источник) переместилэто событие в доэллинистическую эпоху. В литературе установлено, что в повествовании о нашествии «хазар» древнегрузинский хроности имел в виду походы скифо-сарматских племен второй половины I тыс. до н. э. Очевидно, аналогичные предания на Кавказе бытовали не в одной только древнегрузинской исторической традиции. Во всяком случае, на это может указывать нарт-орстхойский эпос чеченцев и ингушей, в котором отразилас борьба предков вейнахов (древнегруз. — дурздзуки) против носителей нартского эпоса скифов и сарматов. Рассказ о нашествии «хазар» представляет собой предисторию Картли (Иберии), как ее понимал автор древнегрузинской хроники, т. е. доэллинистическую эпоху в Грузии. Г. А. Меликишвили рассматривает наличие этнонима «хазары» в труде Л. Мровели как отголосок эпохи расцвета Хазарского каганата в VII — VIII вв.
В рассказае о хазарах прослеживаются смутные указания на возникнование на Северном Кавказе различных этнополитических образований. Значение каждого из них характеризуется степенью родства «по крови» их эпонимов с «хазарским царем». // Л. М. Мровели «Жизнь картлийских царей». Москва, 1979. С. 51
«До нашествия нартов на Ичкерию страна благоденствовала: хлеба, молока и масла было в изобилии; дети наши росли и хорошели на радость наших старых лет. С появлением нартов все изменилось, видно бог наказал нас за грехи наши вашим нашествием. Урожаев не стало, коровы не дают молока, благодать, как река в море, утекла из Ичкерии; глядя на детей наших, мы выплакиваем глаза и ускоряем печальные дни нашей жизни. Нарты убивают мужчин, а дочерей уводят к себе для бесчестия. Да будут прокляты нечестивые нарты с своим семенем!
Уж лучше бы Бог наслал на нас моровую язву и истребил бы всех! Мясо и мука, вам поданные, сбережены еще с того благодатного времени, когда мы не ведали о нартах». Услышав этот рассказ, нарты устыдились за самих себя, устыдились того, что они служат карой для народа, что они даже самую природу разгневали своими беззакониями. Раскаяние овладело их жестокими сердцами, они сделались названными сыновьями старухи, обстроились жильем вокруг ее землянки и, поженившись на невестах, ее избранных, слились с чеченцами. Некоторые, изменяя этот рассказ, говорят, что нарты после чудного обеда вместо браги (нихи), растопили красную медь, выпили и погибли». // У. Б. Далгат «Героический эпос чеченцев и ингушей». Исследование и тексты. Москва: «Наука», 1972. С. 121
Информация арабских географов для выяснения происхождения хазар исключительно важна и ценна, чтобы можно было от нее так просто отказаться. Мы полагаем, что имя хазар может быть скрыто в названии другого народа. И таким народом, по всей видимости, были хиониты или гунны-кидариты. // Б. Б. Ирмуханов «Хазары и казахи: связь времен и народов». Алматы: «Наш Мир», 2003. С. 236
Самоназванием эфталитов являлось хион (на монетах OIONO), следовательно, эфталиты — одна из ветвей хионитов. Судя по монетам, официальным языком эфталитов в их тохаристанских владениях оставался бактрийский. В монетных легендах читаются бесспорно бактрийские титулы.
Следует также остановиться на делении эфталитов на две части. Этот вопрос в современной литературе наиболее тщательно и всесторонне исследовал Г. Бэйли. Отправной точкой для его рассуждений являются пехлевийские тексты. В «Джамасп-наме» содержатся данные о сражении Ирана с «белыми хионами». Затем приводится победная реляция: «Носители зла, Девы и Хионы, были уничтожены подобно тому, как зимой ветер уносит листья с деревьев» . В «Бахман-Яште» сообщается, наоборот, о поражениях Сасанидов: «Царство и верховная власть перешли к рабам, которые были не иранцами, а такими, как хион, турк, хафтал, тибетцы, горцы, китайцы, согдийцы, византийцы, красные хионы и белые хионы. Они стали царями в Иране, моей отчизне». Итак, если в первом из вышеприведенных текстов говорилось лишь о белых хионах, то во втором встречаются просто хионы (стоящие рядом с тюрками), а также красные хионы (кармир хион) и белые хионы (спет хион). Название красные хионы, согласно комментатору «Бахман-Яшта», обязано им красным головным уборам, красным доспехам и красным знаменам. В индийских источниках также имеются упоминания красных (или темных) хуна и белых хуна (напомним, что хуна индийских источников — это эфталиты). Наконец, в поэме VII в. на хотано-сакском языке имеется упоминание о каком-то народе, название которого расшифровывается как красношапочные. Г. Бэйли идентифицирует его с красными хионами. В этой связи необходимо привлечь и данные западных источников, которые очень часто упоминают о белых гуннах (см., например, Прокопий Кесарийский, I, 3). Вместе с тем у византийских авторов фигурируют и какие-то // Б. Г. Гафуров «Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история». Кн. первая. Изд. второе. Душанбе: «ИРФОН», 1989. С. 260
кермихион. Как показал Г. Бэйли, это тот же народ, который в пехлевийских источниках называется кармир хион.
Мы почти ничего реально не знаем об этих двух группах эфталитов: были ли они различными племенами, входившими в общую конфедерацию, или же это какие-то этно-антропологические разновидности внутри единого племенного массива. // Б. Г. Гафуров «Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история». Кн. первая. Изд. второе. Душанбе: «ИРФОН», 1989. С. 261
Для нас большой интерес представляет гипотеза П. И. Лерха поддержанная Н. Веселовским, связывающая одно из имен эфталитов — кидариты Приска Панийского с городами Кердер. // С. П. Толстов «Древний Хорезм». Опыт историко-археологического исследования. Москва: Изд-е МГУ, 1948. С. 277
В договоре предусматривалось, что римляне и иранцы должны объединить усилия в строительстве укреплений в проходах Кавказских гор, чтобы защитить Армению от вторжения «варваров, которые неизвестны ни нам (римлянам), ни персам» (иранцам. — Ред.). Эти варвары не были теми гуннами, которые позже вторглись в Европу; это были кидариты, или черные гунны. Не только происхождение настоящих гуннов, но и их // Э. А. Томпсон «Гунны. Грозные воины степей». Москва: «Центрполиграф», 2008. С. 36
перемещение и деятельность до последней четверти IV столетия остаются для нас такой же тайной, какой они были для Аммиана Марцеллина.
В 376 году римские военачальники, командовавшие гарнизонами на Дунае, получили донесения, что среди северных варваров началось необычно сильное оживление. Сообщалось, что все народы от Тисы до Черного моря пришли в волнение. Дикий народ необычайной свирепости вселил в людей такой страх, что они в спешке покидают свои дома. Римские военные отнеслись к этим сообщениям равнодушно. Их опыт подсказывал, что не следует ждать каких-то исключительных событий. Но слухи продолжали распространяться, и, наконец, на северном берегу появились первые беженцы; они просили защиты у империи. К первым беженцам присоединялись все новые и новые, пока на берегу не собрались огромные толпы людей. Римские военачальники ошиблись. Империя Эрманариха пала перед гуннами. // Э. А. Томпсон «Гунны. Грозные воины степей». Москва: «Центрполиграф», 2008. С. 37
Еще в домонгольский период часть аккинцев, вероятно, обитала в плоскостной зоне, составляя, видимо, какую-то часть населения исторической Алании. На такую возможность указывают не только данные вайнахского фольклора, но и некоторые археологические материалы и общеисторический контекст событий. Равнинных аккинцев как и близкородственных им соседей (получивших впоследствии у кумыков и русских имя «карабулаков»), горцы-вайнахи называли «эрштхой», что значит степняки, или живущие на равнине. Аккинцы-эрштхой не порывали связей с лам-аккинцами, осознавая свое племенное единство с ними. Связи между горными и плоскостными группами вайнахов были необходимы как для хозяйственных, так и для военно-политических нужд.
Плоскостные аккинцы, выступая на арене истории как часть Аланского раннегосударственного образования, были довольно могущественны. Они, по-видимому, контролировали не только часть предгорных равнин, но и зону Черных гор с их лесами и выходами на плоскость. // В. Б. Виноградов,С. Ц. Умаров «О некоторых ранних вайнахских этнонимах». / К. В. Чистов, Р. Ф. Итс «Историческая этнография». Межвузовский сборник. Проблемы археологии и этнографии. Вып. 3. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1985. С. 60
Проживающие в Галанчожском районе аккинцы подтверждают, что в обозримом прошлом их предки проживали на исконно чеченских землях Ауха (нескольких районах на территории нынешнего Дагестана). Однако в период, когда нахские пределы практически обезлюдели в результате нападения Хромого Тимура и эпидемий, с целью остановить экспансию со стороны инородцев, аккинцы расселились по всему периметру чеченской ойкумены, фактически став пограничным тайпом – как на востоке нахских земель, так и на их западных окраинах. Таким образом, осуществляя внутреннюю колонизацию, аккинцы заново расселились на довольно обширной территории, став // З. М.-С. Мусаев «Фрагменты истории в фольклоре и лексике чеченцев». Историко-лингвистическое исследование. Изд. 2-е. Грозный, 2011. С. 82
Аккинцы издревле жили в нагорном районе Лам-Акки, у истока реки Гехи (Галанчожский район), где находится урочище Нашах.
Аккинцам, как и всем вайнахским племенам, жилось здесь исключительно тяжело вседствие недостатка и малоплодородия земли. Но тем не менее они, вытесненные с плоскости кочевниками-завоевателями, вплоть до падения монголо-татарского владычества на Северном Кавказе вынуждены были оставаться в малодоступных горах, служившим им защитой от внешних врагов. // И. Арсаханов «Аккинский диалект в системе чечено-ингушского языка». Грозный, 1959 С. 5
По свидетельству упомянутого жития Петра Ивера, орды белых гуннов имели пребывание на Кавказе, по соседству с иверами. Сирийский текст представляет собою перевод с греческого, в котором стояло название лейкогуннов. ... ...С гуннскими ордами двигались и те орды, которые получили название белых гуннов, среди которых выделялись и хиониты, как нетюркского типа племя, занявшее господствующее положение на северной границе Ирана. Судя по приведенному выше свидетельству, белые гунны были и на Кавказе, где они в качестве соседей иверов в V в. известны и другим историкам. // Н. Пигулевская «Сирийские источники по истории народов СССР». Москва-Ленинград, 1941. С. 38
Акинцы по образу жизни более пастухи, номады... // Сочинение А. П. Берже, Правителя делъ Кавказского Отдела Императорского Русского Географического Общества. Тифлисъ, 1859. С. 82
Карабулаки суть кочевой народъ, ...// Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа из путешествия г-на академика И. А. Гильденштедта через Россию и Кавказским горам, в 1770, 71, 72 и 73 годах. Санкт-Петербург, при Императорской Академии Наук, 1809. С. 86
Орстхойцы отсылают нас к аьккхинцам, как к своим славным предкам, в других преданиях — как родственному племени. Орстхойцев вайнахи связывают с именем — мифических героев нартов. // А. С. Сулейманов «Топонимия Чечено-Ингушетии». Часть II. Грозный: «Чеч.-Инг. кн. изд-во», 1978. С. 79
В нарт-орстхойских сказаниях вайнахов нарты-орстхойцы являются пришельцами, «жителями равнины» (этимология А. О. Мальсагова) в отличие от «лоамарой» — «жителей гор». // В. А. Кузнецов «Нартский эпос и некоторые вопросы истории осетинского народа». Орджоникидзе, 1980. С. 71
Более убедительное, на наш взгляд, объяснение данного термина дает А. Мальсагов: «По всей вероятности, «орстхой — арштхой — аьрашхой» происходит от «аре» (равнина, плоскость), ш — показатель множественности, «тIа — послеслог, «хо — словообразовательный суффикс. Таким образом, «орстхой — арштхой — аьрашхой» (житель равнины) в противоположность «лоамаро» (горец). // У. Б. Далгат «Героический эпос чеченцев и ингушей». Москва: «Наука», 1972. С. 115
Центральное же место в нарт-орстхойском эпосе вайнахов занимают местные герои, известные только чечено-ингушскому эпосу. Это Колой Кант, Кинда Шоа, Пхагал Бяри, Бийдолг Бяри, Барахой Кант и др. Они наделены только положительными качествами. Им присущи щедрость, широкое гостеприимство, поддержка слабых, верность слову и т. д. В столкновениях с нарт-орстхойцами они — всегда обороняющаяся сторона.
В Галгаевском ущелье до сегодняшнего дня сохранилась гора Колой (Колой лоам) и башня Колой (Колой гIала). Ингушская фамилия (род) Колоевых своим родоначальником-предком Колой-Канта, а фамилию (род) Барахановых — Пхагал Бяри. Из сказаний ясно, что это любимые герои эпоса.
Следует отметить, что если к местным героям народ относится с любовью и уважением, то к нарт-орстхойцам у него отношение двойственное. // А. О. Мальсагов «О нарт-орстхойском эпосе ингушей и чеченцев». / «Сказания о нартах — эпос народов Кавказа». От. ред. А. А. Петросян. Москва: «Наука», 1969. С. 269
Акинцы (от которых, по преданиям, произошли арштхойцы — карабулаки) считались самым воинственным, непокорным народом. // У. Б. Далгат «Общие основы чечено-ингушского эпоса». Москва, 1972. С. 49
⚑ ➡︎ Карабулаки (Аршты), народ чеченский в Кавказскихъ горах, на реке Сунже и Ассе; 1990 чел. // Русский энциклопедический словарь, издаваемый профессоромъ С.-Петербургскаго университета И. Н. Березинымъ, посвященный его Императорскому Высочеству государю наследнику цесаревичу. Отделъ II. Томъ III. К. СПб, 1878. С. 35
Скифы называли Азовское море «Карбалук» — «Гигантская рыба, осетр». // Б. А. Калоев «Некоторые этнографические параллели к осетинскому нартскому эпосу». / «Сказания о нартах — эпос народов Кавказа». От. ред. А. А. Петросян. Москва: «Наука», 1969. С. 171
Нарты были в Осетии, после них остался нартский эпос. // В. В. Богданов «Этническая и эволюционная история Руси: Славяне, дворяне, гунны, сарматы». Москва: «Белые альвы», 2001. С. 23
Но если взять за основу факт миграции аккинского племени (инг.: аьккхий изгнанники) под натиском врага в 1562 году из «древнейшего местообитания горной местности Акко», о которой говорил Ф. И. Горепекин, т. е. с части сегодняшней территории Осетии, а также приведенные нами фольклорные данные о родственных связях Дудара с аккинским обществом, то становится более вероятной версия Н. Г. Волковой об этнической «вайнахской» связи Салтана-мурзы и Ших-Мурзы Окоцкого. // П. Х. Акиева «О политической роли владетеля Ларса Салтана-мурзы в налаживании отношений с Московским государством в XVI веке». / 245 лет вхождения Ингушетии в состав России: время, события, люди: Мат. всерос. науч. конф. Г. Магас, 17 марта 2015. Отв. ред. М. Б. Долгиева. Назрань: ООО «Пилигрим», 2015. С. 91
«Харпеховцы и Дудар» (старое предание)
Дударовы произошли от аккинцев. Он был в родстве с Аккинской фамилией (Аьккхий-некъий), проживающих в с. Кей. Когда Дудар передвигался, он останавливался в разных местах, там где он останавливался он возводил башню или замок. От самой Акки до ущелья Тирка он возвел 12 башен-замков. Он был очень сильным человеком и высоким подобно его башне. // З. К. Мальсагов «Избранное». Сост., автор пред. и примеч. А. Мальсагов. Нальчик: «Эль-Фа», 1998. С. 306
3. Мальсагов и сам записывал фольклор. Он опубликовал предание «Харпхехоевцы и Дудар». Это первая фиксация старинного, сегодня во многих вариантах известного предания. Вся его структура, в записи З. Мальсагова, говорит, что представлено оно без литературной обработки.
Однако не все придерживались такого принципа. Произвольное, обработанное издание фольклорного произведения было нежелательным явлением для науки об устном народном творчестве, а с другой стороны, это содержало в себе творческий, литературный элемент. // И. А. Дахкильгов «Ингушская литература: (период развития до 40-х годов)». Грозный: «Ч.-И. кн. изд-во», 1975. С. 119—120
Целый цикл легенд и преданий связан с фамилией крупных феодалов Дударовых, ведших ожесточенные войны с ингушскими горными аулами и построившими целый ряд своих форпостов-башен.// И. В. Бороздин «В Горной Ингушетии». Новый Восток. Книга № 20—21. Москва, 1928. С. 315
«По преданию, Дударов был в родстве с проживающей в селении Кий семьей Акиевых (сообщение Матиева). // Л. П. Семенов «Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925 — 1932 гг.». Грозный, 1963. С. 24
Казбык сообщил тоже Баширу Далгату, что Орхустхой проживали в селении Саниба, а Калой-Кант был гIалгIаевцем. // М. Г. Цароева «Об ингушских полубожествах нартах». / М. С.-Г. Албогачиева «Кавказ: перекресток культур». СПб.: «МАЭ РАН», 2015. С. 13
Впрочем, известно, что тюрки и авары (или, если хотите, yap и хунни) друг друга знали. Практически все византийские авторы, писавшие об аварах, сообщали, что они беглецы от тюрок, которых очень боялись. Тюрки, в свою очередь, ненавидели аваров, считали их своими беглыми рабами и мечтали с ними расправиться.
Истеми-хан, затевая битву с эфталитами, не скрывал от византийского посла, что главная его цель — авары. «Авары — не птицы, — заявил он ромеям, — чтобы, летая по воздуху, избегнуть им мечей тюркских, не рыбы, чтобы уйти в глубину. Когда закончу войну с эфталитами, нападу на аваров, и не избегнут они моих сил». // И. П. Коломийцев «Тайны Великой Скифии». Москва: «Олма-Пресс», 2005. С. 194
Понятно, что тюркам не терпелось добить своих бывших угнетателей. Уход (даже не бегство) большей части Западной орды заставил их изобретать средства навредить своим экс-повелителям. Отсюда — постоянные громкие крики на всех переговорах с византийцами про «беглых рабов». Всячески дискредитировать аваров пытался и тюркский каган в своем уже хорошо известном нам письме.
Авары, видимо, были племенем широко известным, и, как сейчас говорят, авторитетным среди скифских племен, о них были наслышаны все степняки от Китая до Черного моря. А, значит, чтобы уронить престиж беглецов в глазах европейцев, каган именуют их не аварами, а племенем отер. Такого племени нет, и никогда не было, оно не упомянуто ни в одном историческом источнике, и сами тюрки только однажды (в этом самом письме) так именуют европейских аваров, в дальнейшем — только «вархониты».
Значит, это вовсе не племенное имя, а название местности, где те обитали. И должно переводиться как «таримцы» (по реке Тарим живущие) или «такла-маканцы» (обитающие в степях Такла-Макана), тем более что далее тех же людей в письме именуют уже «yap» и «хунни».
Каган тюрок применил поистине дьявольский прием. Он не соврал. Но и не сказал правду. Он нигде не назвал вархонитов ненастоящими аварами, но заставил так подумать, навел византийцев на подобный вывод. Всегда есть разница между тем, как племя себя называет само, и тем, как именуют его соседи. Она, как правило, небольшая и коренится в особенностях произношения звуков тем или иным народом. Авары называли себя «yap». Все остальные скифы звали их аварами.
Что пишет тюркский каган? Сначала я покорил племя аваров (Главную Восточную орду), затем пришел на Тарим и покорил тех, кто называет себя yap и хунни. Поскольку на Западе, в младшей орде, среди аваров жили хунну, то получается, что он сообщил правдивые сведения, хотя и весьма умело запутал не знающих этих тонкостей византийцев.
Одновременно каган как бы показывал, что бежавшие на Запад племена не совсем те авары, которых привыкли бояться все кочевники, а лишь младшая орда, среди которой имеются и хуннские племена. Остальное византийцы домыслили сами, вообразив, что перед ними — не настоящие авары, а псевдоавары, сознательно выдающие себя за другое племя.
Удар был рассчитан точно и нанесен в цель. Как представлялись авары византийцам? «К вам пришел народ авар». Язы- // И. П. Коломийцев «Тайны Великой Скифии». Москва: «Олма-Пресс», 2005. 221
ковая разница между самоназванием «yap» и известным в Степи именем «авар» минимальная, но все-таки имеется. Нет, говорили им, вы — не авары, а уар и хунни. Поскольку среди новых европейцев и в самом деле были племена как уар (аваров), так и хунни (хунну), гордым жителям степей не пристало отрекаться от этого. Но еще глупее было отказываться от всем известного этнонима «авар». Тюрки, таким образом, поставили своих бывших хозяев в положение оправдывающихся, а оно всегда некомфортно.
«Черный пиар» VI века сработал не хуже хваленых технологий XXI столетия. Подозрение о том, что авары — никакие не владыки Степи, а беглые рабы и самозванцы, присвоившие чужое имя, настолько глубоко внедрилось в сознание цивилизованных народов, что даже блестящие военные успехи этого племени не смогли его полностью размыть, и в таком виде эта загадка великих железных всадников дошла и до нашего времени. // И. П. Коломийцев «Тайны Великой Скифии». Москва: «Олма-Пресс», 2005. С. 222
Уже давно установлена генетическая аналогия нарт-орстхойского эпоса с нартским и то, что нарт-орстхойцы — это те же общекавказские нарты, обрисованные в героико-эпическом плане, тождественном общенартской эпике. Нарт-орстхойские сказания тоже богаты и разнообразны своей тематикой. В них, с одной стороны, представлен общенартский сюжетно-тематический комплекс, с другой — общекавказский. Доминирующими темами признаны: набеги, столкновения и состязания, богоборчество, благодать, гибель нартов. В нарт-орстхойском эпосе тот же, что и в нартском эпосе, имена собственные: Села Сата, Соска Солса, Ачамза, Хамчи Патарз, Урузман, Боткий Ширтга и др. // У. Б. Далгат «Эпический историзм в развитии». / «Фольклор. Проблемы историзма», (отв. ред. В. М. Гацак). Москва: «Наука», 1988. С. 80
Вопрос об установлении более или менее точного времени образования основного ядра нартского эпоса до сих пор остается открытым. // Е. И. Крупнов «О времени формирования основного ядра нартского эпоса у народов Кавказа». / «Сказания о нартах — эпос народов Кавказа». А. А. Петросян отв. редактор. Москва: «Наука», 1969. С. 16
«Горных аккинцев называли лам-керста,...». // С. А. Натаев «К истории горного общества Аьккха и тайпового сюза аьккхий (аккинцы)». / Отв. ред. Р. А. Кутуев, Министерство образования и науки РФ, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования. ЧГУ. 5 ежегодная итоговая конференция профессорско-преподовательского состава ЧГУ 25.02.2016. Гуманитарные науки. Грозный: Изд-во ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», 2016. С. 257
«... нарты в представлении чеченцев — это «керестан-исполины, ... ». // У. Б. Далгат «Героический эпос чеченцев и ингушей». Исследование и тексты. Москва: «Наука», 1972. С. 109
«Там, к стороне Баш-лама (Казбек), — рассказывают старики — есть горы, из которых вытекают рр. Асса, Фортанка, Геха. Это — горы «Аки-лам»; там живут, или по крайней мере жили при наших предках, «лам-кристы» (горные христиане), и это наша колыбель, как и колыбель других чеченских родов. Сменилось четырнадцать поколений с тех пор, как наша часть лам-кристов вышла из своего гнезда и повернулась на восход солнца. // Н. А. Благовещенский «Сборник сведений о Терской области. Заметки о Чечне и чеченцах». Вып. 1. Владикавказ: «Изд. Терского Областного статистического комитета», 1878. С. 267
Кто такие «Ламрой-Кересты»? По старым чеченским преданиям, записанным И. Поповым, «к стороне Баш-лама (Казбека) есть горы, из которых вытекают рр. Асса, Фортанга, Геха. Это горы «Аки-лам», там живут или жили при наших предках «лам-кристы» («горные-христиане»), и это наша колыбель, как и колыбель других чеченских родов». // В. А. Кузнецов «Эльхотовские ворота в X — XV веках». Владикавказ, 2003. С. 173
Христанами чеченцы никогда не были. Между тeм нельзя того же сказать про некоторыe племена Аргунскаго округа, соседние с галгаевцами, как например общество аккинское. / Сборник сказаний о кавказских горцах. Выпуск 1. Тифлис: В Типографии главного управления наместника кавказского, 1868. Этнографические очерки Аргунского округа. Статья А. П. Ипполитова. С. 5
Из чеченских преданий более прочих замечательно предание о нартах. Говорятъ, что Чечнею завладели неведомые до того чеченцам пришельцы, которых они называютъ нартами (нарт). Предание говорить, что они были керестанами, т. е. христианами. Они имели исполинский ростъ; часто представляютъ одноокими, одетыми с головы до ног в железную броню; вооружение их составляли: щит (галкан или пхуниш), меч (тур) и булава (чонкур). Из преданий видно, что они, хотя и малочисленные, ...Пр. XVIII) // «Сборник сведений о кавказских горцах». Выпуск VI. I — Исследование и материалы. Раздел 3: «Чеченское племя (с примечанiями), У. Лаудаева. Глава: памятники, предания и сказания». Тифлис, 1872. С. 17
Отметим некоторые образы и выражения из художественного арсенала нартовских сказаний. ...
О всаднике-великане: «Конь — величиной с гору, сам — величиной со стог сена». // Послесловие В. И. Абаев, Б. А. Калоев. /В. И. Абаев, Н. Г. Джусоев, Р. А. Ивнен, Б. А. Калоев «Нарты. Эпос осетинского народа». Москва: «АН СССР», 1957. С. 392
О Толом-Аго (здесь это просто двойное имя) сказано, что это «был среди нартов именитый нарт», который наводил ужас на окружающих. Если облик Гезама Али рисуется в обыкновенном виде человека-богатыря, то Толом-Аго изображен как исполин: «На коне величиной с гору, сам величиной с половину горы». // У. Б. Далгат «Кавказские богатыские сказания древних циклов и эпос о нартах». / «Сказания о нартах — эпос народов Кавказа». От. ред. А. А. Петросян. Москва: «Наука», 1969. С. 154
⚑ ➡︎ «
Мы все орстхой из Акки» — говорят представители этих групп, вполне четко до сих пор сохраняя свое этническое самосознание. Точка зрения автора, вероятно, имеет под собой историческую основу, но для более раннего исторического периода, а для изучаемого периода XVIII—XIX вв. не характерна. // С. А. Натаев «Проблема этнотерриториальной структуры Чечни в XVIII–XIX вв. в исторической литературе». / Научный журнал «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки» (ВАК при Минобрнауки РФ). Гл. редактор М. Ю. Попов. Выпуск № 11. Часть 1. Адрес редакции и изготовителя: 350049, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Красных партизан 371, оф. 2. Краснодар, 2015. С. 223
Groznyj ya plachu po tebe.