FAQFAQ   ПоискПоиск   РегистрацияРегистрация 
Карта сайтаКарта сайта   ВходВход  

Грозненский трамвай

по волнам нашей памяти

Модераторы: URAGAN, Zurab_A

Грозненский трамвай

Сообщениеazima Чт июн 15, 2006 11:32

Грозненские трамваи ушли в историю. И это очень грустно. Говорят, что это не выгодный городской транспорт. Видимо, потерять лицо города - выгоднее. Мне трудно привыкнуть к мысли, что трамваи уже БОЛЬШЕ НИКОГДА не будут звенеть по Грозному.
Я всегда мечтала, чтобы электрички, которые ходили по Старым промыслам, заменили на трамваи. Мне нравился их перезвон. Мне нравилось раскачиваться вместе с вагоном, когда трамвай набирал большую скорость - это было на прямом отрезке пути в Заводском районе. О трамваях я могу много говорить: "мне нравилось... мне нравилось... мне нравилось..."
Маршрутные ГАЗели, которые рассекают по городу, мне совершенно не нравятся сами по себе. Да и Грозный с ними становится таким же обычным городом, как и все.
Вообщем, это я так, написала не для обсуждения. Просто вчера я проходила в одном месте и увидела кусочек рельса, чудом не покрытого асфальтом. Вспомнила старые добрые времена...



1930—1950-е годы
Трамвай в Грозном был открыт 5 ноября 1932 года, к 15-й годовщине Октябрьской революции. К 1960-м годам в городе сформировалась довольно обширная трамвайная сеть, охватывающая все основные промышленные объекты города. Трамвай стал основным транспортом для перевозки рабочих с нефтеперерабатывающего завода. К концу 1960-х закончилась замена старых довоенных деревянных вагонов на новые Усть-катавского завода.
1960—1970-е годы
В 1950-е годы поступали КТМ-1 с прицепами КТП-1 (28 поездов), в 1960-е — КТМ-2 с прицепами КТП-2 (73 поезда). Начиная с 1969 года в Грозный стали поступать новые четырёхосные современные вагоны КТМ-5М, а с 1971 — их модификации КТМ-5М3. КТМ-1 и КТМ-2 списывались раньше срока и шли на металлолом, не отработав своего ресурса. Быстрое списание пригодных для эксплуатации трамваев было обусловлено соображениями скорейшей унификации подвижного состава и его модернизации (заменой двухосных трамваев на четырехосные). Последние КТМ-1 зашли в депо уже в 1971 году, КТМ-2 — в 1975. А общее поступление трамваев КТМ-5/КТМ-5М с 1969 по 1975 год составило около 150 единиц.
1980-е годы
В начале 1980-х годов открывается новая страница в истории грозненского трамвая. С 1981 по 1985 год в Грозный поступает 70 единиц (по другим данным 50 единиц) трамвайных вагонов Tatra-Т3 SU (1981, 1982, 1984 года выпуска). По некоторым данным, в это время в городе запускаются системы, состоящие из 3 вагонов Т3. Однако в городе эта модель не прижилась: в трамвайном хозяйстве города предпочли работать с унифицированным подвижным составом. В 1985—1986 годах городские власти избавились почти от всех Татр. Основная их часть поступила в Краснодар (10 ед. в 1985 году — № 2035—2044, 29 ед. в 1986 году — № 1835—1839, 1906—1915,1999-2002,2004-2013). Также 10 трамваев поступило в Волжский, а 1 вагон был списан в самом Грозном в 1987 году. Примечательно, что основная часть переданных в Краснодар трамваев эксплуатируется в кубанской столице до сих пор — к 2006 году было списано лишь 3 вагона.
Во второй половине 1980-х годов в Грозный поступают крупные партии трамваев «Усть-Катавского вагоностроительного завода». В частности, в 1985—1987 годах — 97 вагонов КТМ-5М3, в 1988—1990 годах — 15 вагонов КТМ-5М3. Одновременно были списаны все усть-катавские вагоны предыдущих годов поставок. Таким образом, в 1990-е годы Грозный вошёл с полностью обновлённым подвижным составом численностью 107 вагонов.
1990—2000-е годы
Проблемы у Грозненского трамвая начались в 1991 году. Работники электротранспорта, не получавшие заработную плату, несколько раз устраивали митинги. Интервалы на маршрутах росли, сбои в работе трамвая происходили всё чаще, воровство трамвайного имущества стало нормой для города. Тем не менее, трамвай продолжал работать до 1994 года включительно. По некоторым данным, даже в эти годы работники депо вели своими силами ремонт трамваев — в депо в 1994 году стояло несколько отремонтированных вагонов. Военные действия в 1994—1995 годах окончательно «похоронили» трамвайное движение в городе. После интенсивных военных действий трамвайное депо оказалось полностью разрушенным. На месте трамвайных вееров остались глубокие воронки, а от трамваев — изрешечённые остовы.
С 1995 по 2004 год на улицах города, где возможно, несанкционированно разбираются трамвайные пути. Однако значительная их часть остается заброшенными. В 2002—2003 годах созданное в республике Министерство транспорта заявляет о планах по возрождению трамвая. В прессе делаются заявления о «подготовке проектно-сметной документации» для возрождения трамвая. Однако до дела данные заявления не дошли: в 2004 году ГУП «ТТУ Грозного» принимает решение о демонтаже трамвайных путей. Администрация города сочла трамвай ненужным для Грозного, сосредоточившись на разработке проектно-сметной документации для троллейбуса. По состоянию на 2005 год на отдельных улицах Грозного всё еще сохранялись трамвайные рельсы.
Сегодня грозненские трамваи можно увидеть в Краснодаре, Волжском, а также в Санкт-Петербурге (КТМ-5М3, № 0732, неподтв. данные) и Москве (рельсошлифовщик в трамвайном депо им. Апакова).
Описание сети
Общая протяженность трамвайных путей в Грозном в 1990 году составляла около 85 км. Трамвайная сеть Грозного весьма интересна по своей структуре и непохожа на другие города. Центральная часть города была охвачена кольцом (ул. Жуковского, А. Шерипова, Кр. Фронтовиков, Первомайская), от которого в южные промышленные окраины города расходились протяженные линии. Одна из них вела в пригородный поселок им. Кирова вдоль железной дороги, другая — в пос. Черноречье и еще одна — в индустриальную зону Октябрьского района. Еще в 1970-е годы в городе была демонтирована линия, проходившая по пр. Ленина, по которой раньше следовали трамваи 3-го и 5-го маршрутов, и трамвайная линия по пр. Орджоникидзе до железнодорожного вокзала. На их месте в конце 70-х был пущен троллейбус. Однако в конце 1980-х годов в прокладывается трамвайная линия из Андреевской долины в Черноречье мимо химзавода (химкомбината), по которой запускается трамвай 7-го маршрута. В Грозном насчитывалось 2 трамвайных депо: одно — на пересечении ул. Краснофлотская и Лабораторная, второе — на Индустриальной улице.
По состоянию на 1990 год список регулярных трамвайных маршрутов в Грозном был следующим:
1 — Трампарк — Консервный з-д (кольцевой)
2 — Консервный з-д — поселок Кирова
3 — Черноречье — ДК им. Ленина (через пл. Минутка)
5 — 56-й участок — ДК им. Ленина
6 — Консервный з-д — ДК им. Ленина (с оборотом по центральному трамвайному кольцу)
7 — ДК им. Ленина — Черноречье (через Химзавод)
Кроме того, по данным жителей Грозного, вероятно, также существовали 4-й и 8-й маршруты. 4-й трамвай изредка запускался по маршруту Пл. Минутка — Консервный з-д. Сообщается, что по этому же маршруту следовал и 8-й трамвай. Возможно, оба маршрута действовали в разные временные периоды.
Карта маршрутов
Карта трамвайного движения в Грозном.Карта составлена на основе военной топографической карты Грозного конца 80-х годов, на которой были нанесены рельсы.
Изображение
увеличить

Автор текста и карты Роман Васильев.
Все будет хорошо!
Аватара пользователя
azima
 
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 22 май 2006
Откуда: Грозный

Сообщениевика Чт июн 15, 2006 12:31

Я на трамвае всегда ездила к бабушке - золотое время. Очень хорошо помню, когда трамваи ходили по пр. Орджоникидзе и кольцо было на вокзале. Мы жили в своем доме на углу Карла Либкнехта и пр. Орджоникидзе и летом, когда все окна и двери были открыты просыпались рано от звонков и грохота трамваев! А еще мне нравилось покупать в трамвае билет - кидаешь 3 копейки в автомат, дрегаешь рычаг и в окошечко падает отрезанный билет! Красота!!
Аватара пользователя
вика
 
Сообщения: 2928
Зарегистрирован: 19 май 2006
Откуда: Москва

Сообщениеazima Чт июн 15, 2006 13:21

вика писал(а):кидаешь 3 копейки в автомат, дрегаешь рычаг и в окошечко падает отрезанный билет!
Это я тоже любила, была бы моя воля - я бы этим весь путь занималась бы. Билетики такие ровненькие красивенькие, а если еще и счастливый, так вообще - скушать - большое удовольствие!!!
А ты застала время, когда трамвай под тоннелем проходил на Ленина? Это была картина маслом! Ни автобус, ни потом троллейбус ни в какое сравнение с трамваями не шли!!!!!!!!!!!!!
Все будет хорошо!
Аватара пользователя
azima
 
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 22 май 2006
Откуда: Грозный

Сообщениевика Чт июн 15, 2006 13:31

azima писал(а):А ты застала время, когда трамвай под тоннелем проходил на Ленина?

Не помню, нам в детстве туда не к кому было ездить... Хотя, если честно, такое ощущение, что я помню когда трамвай ходил по параллельной улице, мимо университета, а вот по пр. Ленина не помню...
Аватара пользователя
вика
 
Сообщения: 2928
Зарегистрирован: 19 май 2006
Откуда: Москва

СообщениеURAGAN Чт июн 15, 2006 17:13

Слово "Трамвай" у меня ассоциируется с катанием на "колбасе" и третий маршрут, на котором мы от трампарка до Грозненского моря добирались...
azima писал(а):Грозненские трамваи ушли в историю.

А было и так ...
Изображение
увеличить
Beatles Forever!
Нет ничего дальше, чем вчера и нет ничего ближе, чем завтра...
Аватара пользователя
URAGAN
 
Сообщения: 2623
Зарегистрирован: 18 май 2006
Откуда: Born in Grozny

СообщениеKUKUSYA Пт июн 16, 2006 13:50

Народ...касаемо трамваев....я короче после первой войны приехала домой...и мне нужно было в Октябрьском районе на верху....так сказать выловить одного человека....трамваи есьтесьтвенно уже давно не ходили....и вот...стою я на трамвайной остановке...так как от туда было хорошо видно , кто подьезжает к дому...и мимо меня не пройдет не замеченным....стою себе ну где то пол часа....напротив возле ворот своих сидит дедушка...смотрит на меня все это время....потом не выдерживает и говорит...Дэвушка....транвай давно не ходит))))) я не знала что ему ответить)))))) пришлось уйти с места наблюдения))))) и ржала чуть ли не в голос)))))))))))))))
Завидуйте молча!!!!
Аватара пользователя
KUKUSYA
 
Сообщения: 837
Зарегистрирован: 23 май 2006
Откуда: Грозный-Москва

Сообщениевика Пт июн 16, 2006 14:06

KUKUSYA
+:[smilie=smilik (16).gif] Спалил тебя дедуля славно!! Видать старый разведчик!
Аватара пользователя
вика
 
Сообщения: 2928
Зарегистрирован: 19 май 2006
Откуда: Москва

СообщениеKatana Пт июн 16, 2006 14:53

Ну не знаю незнаю...трамваи конечно я обожаю, но когда пути проложили прамо под нашим домом, скажу это совсем не приятно стало! каждый проезжающий трамвай сотрясал наш дом, как при землетрясении, не говоря уже о том, что по всей нашей улице уничтожили все деревья, и это в Грозном, где такое пекло солнечное летом!
Все проходит...
Аватара пользователя
Katana
 
Сообщения: 871
Зарегистрирован: 18 май 2006
Откуда: Москва

Сообщениеazima Пт июн 16, 2006 17:21

KUKUSYA писал(а):...Дэвушка....транвай давно не ходит)))))

[smilie=1 (2).gif] я там так хохотался!

Katana писал(а):сотрясал наш дом, как при землетрясении
это моя подруга жила на ж.д. вокзале и прямо под ее окнами кольцевая всех троллейбусов была. Вот это тоже была жуть. Я к ней с ночевкой редко ходила!
Все будет хорошо!
Аватара пользователя
azima
 
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 22 май 2006
Откуда: Грозный

СообщениеAtemok Пт июн 16, 2006 18:45

azima
Зинуль,не поверишь я тоже видела кусочек рельсов(или рельс),где 41 школа ,по-моему и тоже подумала про трамбики.
Аватара пользователя
Atemok
 
Сообщения: 336
Зарегистрирован: 23 май 2006

СообщениеБонч Сб июн 17, 2006 01:45

Katana писал(а):когда пути проложили прамо под нашим домом, скажу это совсем не приятно стало! каждый проезжающий трамвай сотрясал наш дом

Ты жила прямо на туннеле? +:[smilie=smilik (14).gif]
Аватара пользователя
Бонч
 
Сообщения: 278
Зарегистрирован: 24 май 2006

Сообщениеazima Сб июн 17, 2006 08:23

Atemok писал(а):где 41 школа
видимо, я там и увидела этот кусочек. В те дни я там часто проходила.
Все будет хорошо!
Аватара пользователя
azima
 
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 22 май 2006
Откуда: Грозный

СообщениеKatana Пн июн 19, 2006 09:46

Бонч
Какой такой туннель-мунель? +:[smilie=smilik (14).gif] Как раз там где Atemok и azima последний кусочек рельс видели я и проживала!
Все проходит...
Аватара пользователя
Katana
 
Сообщения: 871
Зарегистрирован: 18 май 2006
Откуда: Москва

СообщениеБонч Пн июн 19, 2006 10:13

Katana
+:[smilie=smilik (9).gif]
Меня смутило это твоё "ПОД нашим домом"
Аватара пользователя
Бонч
 
Сообщения: 278
Зарегистрирован: 24 май 2006

СообщениеЗиза Пн июн 19, 2006 10:21

За давностью лет, я уже забыла как этот вид транспорта выглядит! +:[smilie=smilik (9).gif]
Ляля
Аватара пользователя
Зиза
настоящая грозненка
 
Сообщения: 1513
Зарегистрирован: 19 май 2006

СообщениеKatana Пн июн 19, 2006 10:29

Зиза
Ну так приезжай к нам, на экскурсию трамвайную сводим! +:[smilie=smilik (9).gif] Благо они у нас еще не отменены, даже легендарная Аннушка по Бульварам мимо Чистых Прудов ходит, у нее кстати очень хороший маршрут, практически через весь центр! Заодно и город посмотришь из оконцев +:[smilie=smilik (12).gif]
Все проходит...
Аватара пользователя
Katana
 
Сообщения: 871
Зарегистрирован: 18 май 2006
Откуда: Москва

СообщениеЗиза Пн июн 19, 2006 10:34

Katana
Спасибо! Воспользуюсь при случае! +:[smilie=smilik (6).gif]
Ляля
Аватара пользователя
Зиза
настоящая грозненка
 
Сообщения: 1513
Зарегистрирован: 19 май 2006

Сообщениеazima Пн июн 19, 2006 11:58

Katana писал(а):на экскурсию трамвайную сводим

А в Москве они есть??? +:[smilie=smilik (14).gif] Все!! вспомнила!!! я на трамвае от метро Шабаловская куда-то ездила, короче от отстановки направо ... Еще раз надо съездить,покататься +:[smilie=smilik (6).gif]
Все будет хорошо!
Аватара пользователя
azima
 
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 22 май 2006
Откуда: Грозный

СообщениеKatana Пн июн 19, 2006 12:50

azima писал(а): от метро Шабаловская куда-то ездила, короче от отстановки направо ...

Хе, скорей всего мимо моей работы проезжала на этом самом трамвае +:[smilie=smilik (5).gif]
Все проходит...
Аватара пользователя
Katana
 
Сообщения: 871
Зарегистрирован: 18 май 2006
Откуда: Москва

СообщениеКэт Пн июн 19, 2006 16:46

А помните, как в школе: "Девча, айда на трымзике!", что означало: "Девочки, поехали на трамвае!"
Мое кредо: ВСЕГДА!!!
Аватара пользователя
Кэт
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 24 май 2006
Откуда: Москва

СообщениеФатима Пн июн 19, 2006 19:56

azima
И я как раз направо от Шаболовки живу, если на 26-м трамвае.
Фатима
 
Сообщения: 161
Зарегистрирован: 11 июн 2006
Откуда: Грозный-Москва

СообщениеBeatles Пн июн 19, 2006 20:23

Вот что вспоминается когда слышу "Грозненский трамвай".
Помню как мы серу соскрибали со спичек и наполняли ей пустые гильзы от мелкашки. Потом шли на трамвайную остановку и подкладывали их под трамвай, хлопок иногда получался очень сильный, что приводило нас в восторг, только вот взрозлым почемуто наши игры такие не очень то нравились, приходилось немного и бегать. +:[smilie=smilik (6).gif]
Ещё мелочь на рельсы положишь и ждёшь когда трамвай по ней проедет, такая плосткая штучка получалась. +:[smilie=smilik (11).gif]
Here, there and everywhere
Аватара пользователя
Beatles
 
Сообщения: 125
Зарегистрирован: 23 май 2006
Откуда: Ливерпуль

СообщениеKatana Вт июн 20, 2006 09:34

Beatles
+:[smilie=smilik (9).gif] помню помню подобные хлопки, по всей нашей улице! это видимо вы и были!
Все проходит...
Аватара пользователя
Katana
 
Сообщения: 871
Зарегистрирован: 18 май 2006
Откуда: Москва

СообщениеBeatles Вт июн 20, 2006 09:40

Katana писал(а):это видимо вы и были!


Мы "работали" по всему городу! +:[smilie=smilik (9).gif]
Here, there and everywhere
Аватара пользователя
Beatles
 
Сообщения: 125
Зарегистрирован: 23 май 2006
Откуда: Ливерпуль

СообщениеAtemok Вт июн 20, 2006 20:30

Beatles писал(а):Ещё мелочь на рельсы положишь и ждёшь когда трамвай по ней проедет, такая плосткая штучка получалась

Знакомо! +:[smilie=smilik (8).gif]
Здесь был тоже один грозненский товарищ,правда далеко не мальчишка,так вот он тоже на рельсы 20 Сентов(по-моему),они превращались в большую монету и в автомат для сигарет. +:[smilie=smilik (2).gif]
Аватара пользователя
Atemok
 
Сообщения: 336
Зарегистрирован: 23 май 2006

След.

Вернуться в И это все о нем

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7