Alex Пн ноя 26, 2007 11:06
Дополнения по грозненскому трамваю.
Маршрут № 4 начал действовать в конце 1970х. Схема: Консервный з-д - ул. Жуковского - трампарк - Минутка.
Маршрут № 8 напротив, почил в бозе в конце 1970х. Наверное, потому, что после неоднократного сноса путей на просп. Ленина стал точной укороченной копией № 5. Схема: Пруд - ДК Ленина - ул. Мира - Ул. Красных Фронтовиков - ул. Пионерская - тоннель на просп. Ленина - Минутка.
Маршрут № 5 можно считать уникальным уже потому, что он стал самым протяжённым и, равно как и 3, соединил сразу три района города: Заводской, Ленинский и Октябрьский. Начинался возле пруда в заводском р-не, с укоренившимся в народе названием "Сталинский". Кто там был, мог различить видневшиеся вдали девятиэтажки пос. Черноречье. После ДК Ленина "пятёрка" петляла по центру, неоднократно меняя свой маршрут в связи с сносом путей на просп. Ленина.(Последний участок в районе тоннеля разобрали в конце 1970-х). После ул. Мусорова трамвайчик резво преодолевал подъём и сначала разворачивался в районе 30 участка. Но затем однопутная колея удлинила маршрут до 56 участка, откуда рукой было подать до двух летних пионерлагерей и телевышки.
Для строительсва первых трамвайных линий собирались рельсы на многих участках Северо-Кавказской ж.д.
До 1982 года все трамваи имели нумерацию от 1 до 1ХХ. Встречались спаренные вагоны с последовательной нумерацией, например 33/34, 43/44. Но были и со смешанной - 28/32, 54/65. Именно с появлением "татр" в 1981 на всех трамваях и троллейбусах была введена 4х значная унифицированная нумерация, впрочем, КТМы "сопротивлялись" ей ещё года два.
В середине 1985 в городе на 6 маршруте появился белый вагончик с надписью "Красный крест". Другая надпись, помельче, извещала о том, что данный трамвай был построен на средства от собранного грозненскими школьниками металлолома.
По свидетельству старожилов, в давние времена в Грозном в тёмное время суток пассажиры узнавали нужный им маршрут по цвету свечения ламп, например, "зелёного".
К сожалению, на рубеже 1980-1990 трамваи стали всё чаще подвергаться нападению вандалов и не только. Бой стёкол, порча сидений и внутрисалонного оборудования стали обычным явлением. Вопиющий случай в 1990 произошёл на маршруте № 2, когда погибла водитель Зоя Остроухова. (Убийцы не найдены). Было даже предложение назвать одну из остановок в Заводском районе её именем.