Alex Вт окт 02, 2007 14:52
Несколько дополнений и уточнений.
На всех грозненских маршрутах работали троллейбусы отечественного производства (г.Энгельс), марки ЗиУ-9Б (682). При депо открылись курсы водителей троллейбуса и монтёров контактной сети. Большинство из перых машин отработали всего 6-7 лет (дольше всех из первых - №№ 3 и 7). С момента появления троллейбусам присваивались бортовые номера с 1 по 6Х. №№ 8 и 28 были учебными. С 1982 года все грозненские троллейбусы и трамваи перешли на 4-хзначную нумерацию, с 1ХХХ по 2ХХХ.
Маршрут № 1 "Микрорайон - площадь Орджоникидзе" (с 1976 - до Ж.Д. Вокзала) стал своеобразным конкурентом автобусному № 29. Первоначально змейкой извивался по восточной части города, где наряду с крупнопанельными и кирпичными пятиэтажными жилыми домами бурно велось возведение первых типовых девятиэтажек, рядом с пос. Старая Сунжа и с-зом "Юбилейный". Всё движение начиналось с остановки "троллейбусное депо", однако затем примыкавшая к депо улица стала регулярно подтапливаться сточными водами, и ТТУ, устав писать в инстанции, сдались, перенеся разворотное кольцо в район торгового центра (ул. Тухачевского).
Маршрут № 2 "Ж.Д.Вокзал - площадь Дружбы Народов (медучилище)" был открыт в 1978 году. Впоследствии связал северо-западную часть города с центром. Старопромысловский район был единственным в городе, где отсутствовало трамвайное движение, и троллейбус появился очень кстати. В 1980 маршрут удлинили по Старопромысловскому шоссе и ул. Заветы Ильича, до пос. Ташкала. В 1981 - до городка Иваново, там же, в районе магазина "Нефтянник" была диспетчерская и смотровая яма. К началу 1982 года "рогатый" уже бегал до известного на всю страну и не только завода "Электроприбор" (ГПО "Оргтехника" им. 60-летия СССР). В конце 1984 начались работы по продлению самого протяженного (27 остановок) маршрута, который во многом дублировал автобусные №№ 4 и 32 + заградинский рабочий поезд, до городка Нефтемайск, но дальше установки контактных опор дело не пошло. 1 мая и 7 ноября, во время праздничных демонстраций маршрут действовал от остановки "медучилище" (дом печати), а не от ж.д. вокзала. Номер 2"А" не прижился изначально, водители машин впоследствии просто ставили табличку "до Ташкалы".
Маршрут № 3 "Ж.Д.Вокзал - площадь Октябрьская (Минутка)" был открыт в 1982 году, после ввода в строй нового моста через р. Сунжа, и на тот момент стал самым коротким, протяженностью 4,4 км. Событие тех дней засвидетельствовала заметка с фото в газете "ГР" (не дословно): "Впервые на новой линии с испытательным маршрутом плавно едет троллейбус с бортовым номером 52. Открыть маршрут доверили опытному водителю Краснову". В 1983 году линия была продлёна до Ленгородка (похожие автобусные аналоги - №№ 5, 20 и 28). А ещё позднее, после сдачи в эксплуатацию дома правительства (президентский дворец) в 1987,незначительная часть маршрута (в одностороннем движении от ж.д.вокзала) стала пролегать по ул. Комсомольской (возле цирка).
Маршрут № 4 "Микрорайон - Ленгородок", начало строительству которого было положено в 1982 на ещё незаасфальтированных улицах частного сектора, открылся в 1984 году, незадолго до 10-летия грозненского троллейбуса, и стал последним из действующих.
В конце 80-х началось строительство нового ж.д. вокзала, и разворотное кольцо было перенесено с привокзальной площади ближе к долгостроящейся многоэтажной гостиннице.
В отличие от Орджоникидзе (Владикавказ) в Грозном не принято было проводить троллейбусные линии параллельно трамвайным путям. Помните, как в конце 70-х убирали пути с проспекта Ленина, с знаменитого тоннеля? В 1987 году начались работы по переносу трамвайных путей с ул. Первомайской на ул. Маяковского,и по ул. Первомайской до тогдашних новостроек микр. "Ипподромный" планировалось открыть новый маршрут.
Первоначально, и в конце 80-х 4-й троллейбус курсировал не так уж и редко, мы с товарищем частенько ожидали троллейбус возле "Промавтоматики"(2-микрош). Мне надо было на 1-й, а ему - на 4-й. Так вот, как не удивительно, он гораздо чаще уезжал раньше!